Домой / Логические / Правила игры в нарды. Длинные нарды

Правила игры в нарды. Длинные нарды

Современное общество предпочитает гаджеты в качестве развлечения, забывая о настольных играх. Но окончательно исчезнуть таким играм, как шашки и нарды, не дают любители логически мыслить в приятной компании. Одной из древнейших настольных игр считаются нарды. Далее в статье будем разбираться, как правильно расставлять короткие нарды, как пользоваться правилами, исключениями из них, и узнавать еще многое другое.

Нарды - это…

Нарды - это настольная игра для двух игроков, которая происходит на специальной игральной доске, состоящей из 24 треугольников, чередующихся по цвету. Доску делит пополам так называемый бар, а треугольники называются пунктами. Каждый игрок имеет по 15 шашек (фишек) белого или черного цвета. В игре также используются 2 игральные кости (кубики).

Нарды бывают двух видов: длинные и короткие. В различных странах используют разные названия этой игры, например: трик-трак, тавла, бэкгэммон, коша, шеш-беш. Вначале рассмотрим, как расставлять короткие нарды.

Немного истории

В Древнем Египте в 3500 году до н.э. играли в игру, аналогичную нардам, в Иране - в 3000 году до н.э. (найдена игральная доска, схожая с доской для нард), однако этому нет прямых доказательств. Самые древние записи о правилах игры были сделаны в Риме императором Зеноном (481 год до н.э.).

Основные правила, по которым игроки передвигают свои фишки на доске, остались неизменными. Цель игры была такой же, как и сейчас, - в удалении фишек противника с доски. Главные два отличия от современных нард заключаются в том, что раньше использовались 3 кубика, и в начале игры фишки стояли за пределами доски. Правила расстановки длинных нард появились еще до нашей эры, а вот как расставлять короткие нарды - решили спустя тысячи лет.

Появление нард в Европе

В 12 веке крестоносцы, возвращаясь из крестового похода, принесли с собой новую игру - нарды. В Европе ее называли “трик-трак”, и популярность восточной игры все росла. Через несколько столетий, в 1743 году, Эдмонд Хойл составил основные правила игры в короткие нарды, используя правила в длинные нарды, которые были известны на Востоке.

Нарды по сей день считаются очень популярной игрой во всем мире, а среди любителей этой игры проходят турниры и соревнования. Одним из самых известных соревнований по нардам считается чемпионат - Gizil Zar (в Азербайджане). Победитель в качестве приза получает игральные кости (зары), сделанные из золота. Короткие нарды - более современный вид игры. Попробуем разобраться в ее особенностях.

Цель игры в короткие нарды

На доске есть следующие участки: дом и двор игрока и дом и двор соперника. Целью игры считается перевод фишек в свой дом и снятие их с доски. Кто первый снимет с доски все свои фишки, тот и считается победителем. Как расставить короткие нарды? Для начала разыграют число на костях, а далее уже переставляют фишки на свободные пункты. Правильную расстановку рассмотрим ниже.

Как расставлять фишки в коротких нардах?

Давайте проанализируем, чем отличается игра в короткие и длинные нарды. Самое главное и очевидное отличие в том, что изначальная расстановка коротких нард на игровой доске абсолютно другая. Поэтому, только взглянув на расстановку фишек, знающий человек уже понимает, для какого вида игры сделан расклад.

Более существенные отличия в правилах игры следующие:

  1. Фишки расставляются по всему боевому полю, а именно: 2 фишки на 24-м пункте, 5 фишек на 13-м, 3 фишки на 8-м и 5 фишек на 6-м.
  2. Направление движения в коротких нардах отличается тем, что белые фишки всегда ходят по часовой стрелке, а черные - против.
  3. Нумерация пунктов для каждого игрока своя, в зависимости от направления фишек отсчитывают 24 пункта.
  4. В длинных нардах нельзя сбивать фишки (шашки), а в коротких - можно.
  5. В отличие от коротких нард, в длинных существует возможность “запирания” фишки.
  6. В длинных нардах сегменты - дом и двор игрока, дом и двор противника - располагаются по диагонали, а в коротких нардах - строго напротив друг друга.

Ситуация “запирания” в нардах выглядит следующим образом: построение на пунктах полосы, состоящей из 6 фишек одного игрока, перед одной фишкой другого. Если в начале полосы нет хотя бы одной фишки противника, “запирание” выстраивать запрещено. Полоса выстроенных фишек - отличная преграда фишкам оппонента. На практике все выглядит проще, и правила легче запоминаются.

В таких незначительных особенностях и есть вся разница между короткими и длинными нардами. Возможно, кому-то отличия покажутся не такими уж значительными, однако поклонники этой игры стараются знать все тонкости, чтобы иметь возможность полностью погрузиться в происходящее на доске.

Как играть в короткие нарды? Правила и исключения

Отличие настольных игр от каких-либо других в том, что знание правил не гарантирует победу. С помощью логики и умения продумывать свои ходы наперед игрок может составлять различные комбинации. Вот некоторые общие правила для коротких и длинных нард:

  1. Фишку можно переставлять только на свободный пункт, который не занят двумя и более фишками противоположного цвета.
  2. Выпавшие числа на костях обозначают количество ходов каждой фишки.

Основная часть правил в коротких и длинных нардах одинакова, но есть некоторые исключения. Допустим, у игрока выпало 6 и 3, его действия будут следующими:

  1. Одна фишка передвигается на 6 пунктов, а другая - на 3.
  2. По желанию игрока выпавшие числа можно суммировать (6 плюс 3) и передвинуть одну фишку на полученное число пунктов.

Последнее возможно лишь в том случае, если весь промежуточный пункт свободный (на расстоянии 3 и 6 шагов).

Если игроку выпадает дубль, он вправе дважды играть каждое число на кости. К примеру, если выпало 5-5, то игрок может сделать 4 хода по 5 очков, и комбинации могут быть любыми, как пожелает игрок. Игрок должен использовать все числа, которые ему выпали. Если ход для игрока закрыт, то он пропускает шаг. В правилах игры есть ряд особенностей, описанных выше, с их помощью вы можете комбинировать свои действия, тем самым получив победу.

Как побить фишку?

Блот - это пункт, который занят только одной фишкой. Если фишка оппонента останавливается на таком пункте, то его считают побитым, и блот кладется на бар. Если у игрока есть фишка на баре, то его прямой задачей является возврат фишки в игру, через дом соперника. Когда фишка вступает в игру, то перемещается на пункт, который показали кости.

Например, игроку выпало 3 и 6 - он имеет право зарядить фишку в 3-й или 6-й пункты, при условии, что они не заняты двумя и более фишками оппонента. Игрок вводит свои фишки с бара, а оставшуюся часть хода должен пропустить. Игрок не может не совершать ход только потому, что это ему не выгодно.

После введения всех фишек с бара игрок может использовать оставшиеся значения костей для продвижения любых других фишек. Возможно, вам может показаться запутанным то, как расставлять короткие нарды и как пользоваться фишками на доске, но всего пара тренировок - и вы автоматически будете перемещать свои фишки в правильном направлении.

Короткие нарды – весьма непростая, но очень интересная игра для двух игроков. Для нее необходима специальная доска, имеющая 24 ячейки, называемые пунктами. Специальные термины имеются и для обозначения групп ячеек, а также определенных частей игрового поля.

Разобраться во всех этих наименованиях и особенностях каждого пункта достаточно сложно, особенно для маленького ребенка. Тем не менее, при желании это можно сделать за короткое время. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию правила игры в короткие нарды для начинающих в картинках, с помощью которых каждый сможет освоить необходимые понятия и разобраться в ходе состязания.

Правила игры в короткие восточные нарды

Чтобы разобраться в правилах игры в короткие нарды, для начала нужно ознакомиться с таким рисунком, как:

Именно с такой расстановки шашек начинается ход игры. При этом на стороне каждого игрока образуется 2 группы по 6 ячеек в каждой, которые называются дом и двор. Данные участки разделяются между собой планкой, выступающей над игровым полем, имеющей наименование «бар». Аналогичные группы ячеек на противоположной стороне, соответственно, называются дом и двор противника.

Все пункты для каждого игрока нумеруются числами от 1 до 24, начиная с его собственного дома. При этом нумерация осуществляется таким образом, что последний пункт для одного участника является первым пунктом для его оппонента. Как видно из картинки, в начале игры все шашки обоих игроков расставляются на поле так, чтобы в 6-м пункте у них расположилось 5 фишек, в 8-м – 3, в 13-м – 5 и в 24-м – 2.

По ходу состязания каждый участник должен передвигать свои фишки в определенном направлении. В частности, белые должны двигаться по следующей схеме:

Владелец черных шашек, соответственно, перемещает свой арсенал в противоположном направлении. Цель каждого игрока в игре короткие нарды – постепенно передвинуть все свои фишки в собственный дом, после чего снять их с доски.

Правила игры в нарды

Оценка пользователей 5 из 5 (всего 2 голоса)

Нарды - что же это за игра и почему она пользуется такой популярностью? Забава рассчитана для осуществления поединка между двумя соперниками или даже двумя командами. История ее возникновения уходит своими корнями в древние времена, когда Египтом правили фараоны. Развлечение, похожее на рассматриваемое, было найдено археологами в гробнице Тутанхамона. А это пятнадцатый век до нашей эры!

Существует много легенд, посвященных истории появления на свет забавы. Одна из них гласит, что придумал ее мудрец по имени Вазургмихр, советник царя Персии. Это было ответом индусам, которые прислали соседям шахматы для того, чтобы проверить их смекалку. Персидскому мудрецу не просто удалось легко справиться с вызовом и быстро разобраться в основных положениях шахмат, но и придумать игру в нарды с правилами игры, которые жители Индии не могли разгадать долгое время.

Само слово, используемое для названия забавы, происходит от индийского наименования растения, предназначенного для производства масла и благовония в стране - это одна из версий происхождения названия. Развлечение известно во многих странах и в каждой называется по-разному. Например, в Испании - tablero, в Турции - tavla, во Франции - trictrac, в Англии - backgammon, в Италии - tavola reale.

Сначала рассматриваемая забава была характерна для высших слоев общества, но с течением времени она стала любимым развлечением, в том числе, и у простого народа. Особой популярностью она пользовалась у жителей государств, расположенных в районе Средиземноморья и на востоке.

В 1743 году опубликовали перечень правил нард, автором которого являлся англичанин по имени Эдмонд Хойл. На данный момент каждый год по всей планете проходит около тысячи различных соревнований и турниров, посвященных этой забаве. Количество ее поклонников растет день ото дня, и это неудивительно, ведь она прекрасно развивает стратегическое и логическое мышление, улучшает память и математические способности, заставляет концентрироваться и способствует развитию пространственного воображения. Именно поэтому знакомить детей с правилами нард классических можно уже с 5 - 6 лет.

Правила игры в нарды для начинающих

Нарды, правила игры и основные ее аксессуары подробно рассмотрим ниже. Поединок между соперниками происходит на прямоугольном игровом поле. Оно размечено определенным образом и имеет такие составляющие, как:

  • бар - вертикальная линия посередине;
  • пункты - двенадцать вытянутых треугольников с каждой стороны участника;
  • дом - шесть объединенных пунктов.

В развлечении используется тридцать камней: пятнадцать белых - у одного соперника и пятнадцать черных - у другого. Также игрокам понадобятся обычные игральные кости - кубики с точками на гранях от одной до шести. Ознакомившись с перечнем необходимого инвентаря, можно смело приступать к изучению нард и инструкций для начинающих.

Нарды расстановка

В отличие от шашек, в нардах инструкция гласит, что первым ходит не обладатель белых шашек, а участник, выигравший в жребии, осуществленном с помощью костей получает белые шашаки. Второй и последующие ходы происходят по очереди. В классическом варианте движение камней по полю осуществляется по кругу против часовой стрелки. Камни должны пройти по игровому полю почти полный круг, то есть прийти на противоположную сторону поля, относительно того места, откуда начали движение.

Сначала фишки участников выставляются вдоль левого края поля, в двенадцатом и двадцать четвертом пунктах соответственно. Такая расстановка камней носит название голова. Затем игрок кидает зары и делает ход. Соперники ходят своим цветом, взяв с головы по одной фишке. Сколько выпало баллов на костях, на столько пунктов можно передвинуть фишки по полю. В инструкции игры в нарды сказано, что выигрывает тот участник, кто придет в дом всеми шашками и первым выбросит за его границы все камни.

Нарды для начинающих - особенности

Играть в нарды не сложно, зная правила. Игрок бросает сразу две зары. Затем перемещает фишки на то число пунктов, которое выпало на кубиках. Пример: на зарах выпали числа два и пять, значит одна фишка передвигается на 2, а вторая - на 5. Во время первого хода обычно ходят одной шашкой на число пунктов, равное сумме баллов, выпавших на двух кубиках. Например, если на зарах выпали числа два и пять, то игрок перемещает фишку на 7 пунктов (2+5). А вот если во время первого хода у участника выпадают дубли (3*3, 4*4, 6*6), то у него есть возможность использовать две шашки. Во время последующих шагов игрок может ходить 1-им камнем, или два хода делать разными шашками, одну снять с головы, а вторую продвинуть вперед. Также он имеет право ходить двумя шашками, которыми уже ходил раньше.

Если участник имеет возможность шагнуть 2-мя камнями, то в нардах правила игры для начинающих запрещают делать ход только одним. Игрок перемещает 1-ну шашку, если вторую поставить нет возможности. Причем даже тогда, когда ему это не выгодно, партнер должен сделать ход на наибольшее число, выпавшее на кубиках.


Любое число шашек может собраться на 1-ом поле, но если там стала фигура соперника, тогда туда свои уже ставить нельзя. В случае, если партнеру повезло и на костях выпали дубли, то игра в нарды и правила игры для начинающих гласят, что он может шагнуть четыре раза.

Правила в нарды - легко и доступно

Когда все фигуры пришли в дом, участник начинает выводить их за пределы поля. Нарды игра и правила игры говорят о том, что выйти фишки могут в том случае, если на выброшенных кубиках участника выпало число баллов, равное номеру поля, на котором стоит камень. Если на кубике выпало число, а на соответствующем поле уже нет камня, то фишка выводится с меньшего пункта. Если игроку это на руку, то он может не убирать фигуру с поля. Побеждает тот, кто вывел шашки с доски первым.

Забава имеет свои секреты и хитрости, но знакомиться с ними лучше тогда, когда вы освоите основные инструкции к ней. Чем чаще человек практикуется, тем быстрее он станет опытным геймером.

Правила игры в длинные нарды

Историки склоняются к тому, что нарды зародились на Востоке. Но однозначного мнения по этому поводу не существует, до сих пор возникает много споров. Одна из легенд рассказывает о том, что придумали забаву персы. Сделали они это в отместку индусам, которые решили проверить их смекалку с помощью шахмат. Мало того, что персы легко справились с проверкой, да еще и отправили конкурентам игру в длинные нарды без правил игры, которую индусы не могли разгадать около двенадцати лет. Забава дошла до нашего времени, практически не изменившись. Сейчас она известна во многих странах мира и в каждой имеет свое название. В крупных городах организованы клубы ценителей рассматриваемого развлечения, проводятся дружеские встречи, турниры, чемпионаты.

Разновидностей забавы много, но самые известные: короткие и длинные. В данной статье рассмотрим нарды длинные и правила игры для начинающих.


Поединок осуществляется между двумя участниками на игровом поле в виде прямоугольника. Оно делится на две равные части, на которых расположено по двенадцать треугольников вытянутой формы, называемых пунктами. Всего на поле их двадцать четыре, именно по ним противники перемещают свои камни. Камней в бою участвуют тридцать, пятнадцать белых принадлежат первому участнику и пятнадцать черных - его оппоненту. Цвет камней в игре влияет на первенство хода, белые ходят первые. Количество шагов, которое участник будет делать по доске зависит от числа, выпавшего на кубиках.

В длинные нарды можно играть, изучив их основные правила и инструкции. Эта разновидность забавы популярна преимущественно в бывших республиках Советского Союза.

В начале боя каждый его участник получает по пятнадцать камней контрастного цвета и располагает их вдоль левого края поля. Кто ходит первым - определяет жеребьевка. Партнеры выбрасывают зары, у кого выпало число большее, тот играет белым цветом и начинает поединок.

Для того, чтобы одержать победу, игроку нужно, перемещая камни, пройти круг по доске в противоположную сторону движения часовой стрелки, завести их домой (последняя, правая нижняя четверть поля). Завести в дом последнюю шашку необходимо при использовании большего выпавшего числа. После чего нужно выбросить все шашки за границы доски.


Правила в нарды длинные доступны всем

После того, как партнеры определились, кто будет первым начинать бой, они поочередно выбрасывают зары. Цифры, выпавшие на них, показывают, на какое количество пунктов игрок может переместить свои камни. В начале поединка партнеры производят захват самых выгодных позиций. С головы за один ход разрешается снять лишь одну фишку, исключение составляют дубли 6, 4, 3 при первом броске. Во время их выпадения можно ходить двумя фигурами, взятыми с головы, т. к. сделать ход одной не получится.

Бросив две зары одновременно, участник ходит. Если, например, на кубиках выпали числа 1 и 6, то он перемещает одну фишку на 1, вторую - на 6 пунктов или единственную - на сумму выпавших чисел (1+6). С головы разрешено брать только одну фигуру, кроме случаев - исключений. Если участнику повезло, и на его костях выпал дубль, то количество его ходов удваивается.

Количество фишек на одной лунке не ограничено. На лунку, где уже есть фишка соперника, свою ставить запрещено. Во время поединка в нарды длинные правилами игры заниматься строительством блоков (более шести фишек подряд) разрешается только в случае если хоть одна фишка противника находится перед этим блоком. Бывают случаи, когда геймер не может походить, тогда он пропускает ход. Если можно сделать полный ход, то даже когда геймеру это не выгодно, он не может отказаться. Так, если на выпавшей заре 4 точки, а игроку выгоднее шагнуть на 3, то он, тем не менее, обязан шагнуть на 4. Случаются ситуации, когда геймер может сделать только один шаг, тогда для него он должен использовать большее число, выпавшее на костях.

В финальной части поединка участнику необходимо выбросить фигуры за поле. Выпавшие цифры на костях геймер использует по своему усмотрению: или с помощью них выбрасывает фигуры, или передвигает их внутри дома. Когда на кубиках выпали, например, 3 и 5, то геймер может снять фигуры с третьего и пятого пунктов соответственно. Если же на этих полях шашек не оказалось, то разрешается их снять с треугольника с номером ниже выпавших чисел, но только если на треугольнике с большим номером так же не осталось фишек.

Забава не предусматривает ничьей. Как только костяшки первого игрока покинули поле, второй - автоматически проиграл. Но, в параметрах игры есть возможность играть с правом последнего хода для черных, так как белые начинали игру, словом, уравнять шансы на победу.

В игре так же есть параметр окончания игры "Марс" и "Оин". При выборе параметра "Марс" у игроков в начале игры будут снята дополнительнас ставка "Марс" и в случае соблюдения марсовой раскладки выигравший получит двойную ставку проигравшего, а проигравший потеряет всю свою ставку. А в случае если марсовая раскладка не выполнена, то ставки обоих игроков на "Марс" будут возвращены участникам. При выборе параметра "Оин" дополнительныые ставки не снимаются и дополнительные выплаты не производятся.


Длинные нарды расстановка имеет важное значение

В рассматриваемом развлечении все свои шаги и шаги противника необходимо просчитывать с начала поединка. В противном случае шансов одержать победу катастрофически мало. Опытным геймерам известны некоторые секреты забавы, которые благоприятно влияют на исход поединка. Наблюдательность и внимательность лишними не будут. Прежде всего обратите внимание на первый шаг соперника, после его анализа можно просчитать дальнейшее развитие событий в игре на несколько ходов вперед.

Советы новичкам:

  • 1. Постарайтесь занять три и более пункта у головы соперника и не дайте это сделать оппоненту.
  • 2. Располагайте камни дальше шестого треугольника, таким образом вы легко попадете в нужную третью четверть.
  • 3. Старайтесь, чтобы при выпадении дубля, вам всегда было чем ходить, в противном случае вы потеряете преимущество. Часто именно дубль переворачивает ход поединка.
  • 4. Наступайте стремительно. Для этого фигуры второй четверти перемещайте в третью за один ход.
  • 5. Как только фишки соперника приблизились к первой четверти, пытайтесь закрыть им ход.

Но недооценивать противника нельзя. Опытному геймеру также известны вышеперечисленные секреты, поэтому тщательным образом продумывайте свою защиту. Помните, что знать секреты мало для победы, ими нужно воспользоваться в нужное время. Всегда смотрите вперед, продумывайте свои ходы и анализируйте шаги противника - без этого одержать победу в забаве практически невозможно. Если вам представится возможность сыграть с опытным геймером, не упускайте ее, ведь это шанс перенять его навыки и умения.

Правила игры в короткие нарды

Забава не теряет своей популярности уже около пяти тысяч лет. Точное место и время ее появления никому не известны, но существует много легенд, посвященных истории ее возникновения. Ценители игры считают, что она заставляет мыслить стратегически, концентрировать внимание и просчитывать действия на несколько шагов вперед. Именно с этим связано то, что дети уже с пяти - шести лет начинают осваивать основные правила развлечения.

Любители забавы много времени проводят за доской, а частые соревнования, турниры и просто дружеские встречи только пробуждают их интерес. Официальные правила были утверждены в 1743 году, на основании именно их проводятся чемпионаты мирового уровня.


В западных странах более широкое распространение получил такой вид развлечения, как нарды короткие, их правила игры мы и рассмотрим в этой статье.

В поединке участвуют двое. Для начала сражения игрокам понадобятся: доска, тридцать фишек двух контрастных цветов и кости. Игровое поле включает в себя двадцать четыре пункта, которые разделены на четыре зоны: дом, дом оппонента, двор, двор оппонента. Линия между домом и двором именуется баром.

В нардах коротких правилами предусмотрена следующая расстановка: каждый из партнеров имеет по 5 фигур в 6 - ом треугольнике, 2 в 24 - ом, 3 в 8 - ом, 5 в 13 - ом.

Задача участника развлечения - сделав полный круг по полю, вернуть обратно фигуры домой, а затем вывести их с доски.

Кто будет делать первым ход, выясняется так: каждый из участников по очереди кидает одну зару, у кого число больше, тот и начинает поединок. Если же выпало одинаковое количество точек, игроки бросают, пока не выпадут разные. В дальнейшем используются обе кости. Шашки всегда двигаются по кругу.

Значения на костях определяют. на какое количество пипсов геймер может передвинуть фишки. Фигуры передвигаются строго в одном направлении: белые - по часовой стрелке, черные - против. Камень осуществляет движение только на тот треугольник, на котором нет 2 - х и более фигур соперника.

Значения, выпавшие на кубиках - это отдельные ходы игрока. Так, если выпадают числа 2 и 3, то геймер шагает на 2 поля одной фишкой и на 3 поля - другой, в отдельных случаях ходит сразу на 5 одной. Выпавший дубль позволяет участнику шагнуть четыре раза.


Правила игры в короткие нарды для начинающих

Оба выпавших числа на зарах должны быть использованы. Когда можно задействовать лишь одно значение, геймер должен это осуществить. Когда каждым числом можно сыграть по отдельности, то играть необходимо большим. Участник уступает ход в случае, кода нет возможности сделать шаг.

Блот - это треугольник, в котором только одна фишка. Когда шашка оппонента приходит в этот пункт, то бьет противника и его фигура перемещается на бар. Таким образом, в забаве нужно стараться ставить в один треугольник две и более фигуры, защищая их от опасности быть побитыми. Когда у участника имеются фигуры на баре, их нужно зарядить. Число, выпавшее на выброшенном кубике, возвращает шашку в пункт с соответствующим номером.

Затем в коротких нардах после всех расстановок, движений и возвращения 15 - ти камней домой геймеру необходимо выбросить их за пределы поля. Для этого нужно кинуть кости, и камни, стоящие на треугольниках, номера которых соответствуют выпавшим числам, выводятся с доски. Пример: выпадает 3 балла - убирается фигура, стоящая на пункте номер три. Если выпавшее значение указывает на пустой треугольник, то можно переместить фишку с пунктов, номер которых меньше, чем количество выпавших точек на кубике.

Победит тот участник, который быстрее соперника сможет выбросить 15 своих фигур. Инструкция к рассматриваемому развлечению проста, поэтому, изучив ее, пользователи смогут ознакомиться с основами игры, а несколько поединков добавят уверенности в собственных силах.

Правила игры в кавказские нарды похожи на правила коротких, отличие заключается в небольшом нюансе. Основные положения достаточно легко освоить новичкам, но для того, чтобы одержать победу над соперником, игроку понадобится логическое мышление и, конечно, везение.

Бой осуществляется двумя участниками на игровом поле, которое включает 24 лунки (треугольника). Они делятся на 4 группы, по 6 штук в каждой. Это дом и двор одного игрока и дом и двор его противника. Линия, которая зовется баром, разделяет дом и двор участников. У каждого пункта есть свой порядковый номер. Нумерация осуществляется для каждого геймера отдельно. Каждый из соперников имеет в своем распоряжении по пятнадцать шашек. Их расстановка выглядит следующим образом: в 24 - ом треугольнике две, в 13 - ом - пять, в 8 - ом - три, в 6 - ом - пять.

Основная задача участников заключается в том, чтобы, сделав полный круг по полю, вернуть все шашки в дом, а затем снять их с поля. Тот, кому это удалось сделать первым, побеждает.


Движение фигур

Партнеры по очереди кидают кубики и перемещаются по полю в соответствии с выпавшими на них числами. Движение по доске происходит в противоположных для соперников направлениях. Фигуру можно поставить лишь на открытую ячейку, то есть на пункт, который с 2-мя и более камнями соперника.

Значения на каждом из 2-х кубиков - это отдельные ходы. При дубле значение на каждом кубике играет дважды, геймер обязан воспользоваться двумя значениями зар. Когда ситуация такова, что есть возможность сыграть единственное число, он обязан это сделать. Если можно передвинуть шашки по отдельности в соответствии с выпавшими значениями, нужно сыграть большим выпавшим числом. Пропускает ход геймер в том случае, если сделать его не может.

Как побить камень

Блот - это треугольник, в котором располагается единственная фигура. Блот считается битым и перемещается на бар тогда, когда фишка партнера останавливается в этом треугольнике. Если одна или несколько фишек попали на бар, первостепенная задача игрока снять их. Шашку можно вернуть на игровое поле, используя выпавшее количество точек на кубике, как обозначение номера пункта. Если лунки, соответствующие значениям кубиков, несвободны, геймер уступает ход сопернику.


Отличительной особенностью кавказских нард является то, что игрок не может побить фишку партнера в своем доме, а потом спрятаться. То есть, если ваш камень побил фигуру противника, вы не сможете поставить ее на ячейку рядом с другим вашим камнем во время этого же хода. Но при этом можно снять свою шашку с поля или поставить на атаковавшую другой свой камень и переместить его дальше.

Как вывести камни с поля

Когда 15 шашек оказались в доме, можно начать снимать их с доски. Кидая пару зар, геймер может выбросить за границы поля камни с лунок, номера которых совпадают числам на костях. Если выпало число, а треугольник с соответствующим номером пуст, можно снять фишку с пункта, номер которого больше, чем выпавшее количество точек. Ничьей в поединке в кавказские нарды быть не может. Побеждает участник, чьи фишки первыми покинули игровое поле.

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...

Короткие нарды правила игры

Короткие нарды - начальная позиция

Короткие нарды - настольная игра для двух игроков. В короткие нарды играют на доске, имеющей двадцать четыре ячейки, называемых пунктами. Пункты объединены в четыре группы по шесть ячеек в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.


В настольной игре короткие нарды пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. В коротких нардах у каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Короткие нарды – цель игры

Цель игры короткие нарды - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.


Короткие нарды - движение шашек в игре

Чтобы начать игру короткие нарды, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения. Игрок, у которого выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обоих костях. В настольной игре короткие нарды после первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы. Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении, от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими. При этом применяются следующие правила:

Как побить и зарядить шашку в настольной игре короткие нарды

В настольной игре короткие нарды пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В коротких нардах, в любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости. К примеру в игре короткие нарды, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.


В игре короткие нарды если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход. Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.

Выбросить шашки в настольной игре короткие нарды

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. В коротких нардах игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта. Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.


В коротких нардах, в стадии выбрасывания шашек, все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию в коротких нардах.

В игре короткие нарды положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется "оин". Проигравший "оин" платит одинарную ставку. Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется "марс". В этом случае проигравший платит двойную ставку. Возможна матчевая игра - то есть до определённого количества очков.

Новичка, который только хочет ознакомится с правилами игры в нарды, сперва может отпугнуть видовое разнообразие этого настольного развлечения. Но, как и везде, не стоит пугаться заранее. Сперва – изучите общие правила игры, которые в дальнейшем помогут вам освоить другие вариации этого развлечения. А вариаций в общем-то две: короткие и длинные нарды. Существенным отличием этих двух видов друг от друга является возможность сбивать шашки оппонента, а также начальная постановка фишек. Но в обоих вариациях есть победитель и проигравший – тот, кто смог первым выстроить свои шашки за бортом.

  • Кроме того, что в нардах несколько вариаций игры, здесь также есть три типа победы, каждый из которых характеризуется преимуществом игрока на момент взятия верха над оппонентом.
  • Ситуация, когда проигравший не успел завести все свои шашки в дом, а победитель в свою очередь вывел свои за пределы доски, называют «Марс».
  • Второй вариант, это когда проигравший все-таки довел свои шашки до дома, но вывести за пределы доски он их не смог, называется «Домашний Марс».
  • Кокс имеет свое обозначение в коротких и длинных нардах. Согласно правилам, такая победа зачитывается, когда проигравший не сумел сместить шашки из дому. В коротких нардах – когда побежденный не успел снять ни шашки из бара.

По балам все так же достаточно просто. Простая победа – 1 балл, марс – 2 балла, домашний марс – 3 балла, за победу кокс – 4 балла.

Как играть в длинные нарды – основной принцип игры

В таком типе игры 2 игрока соревнуются между собой на доске, которая разделена на 4 подгруппы, в каждой по 6 ячеек. Партия начинается с того, что оба игрока выстраивают «Голову» – все 15 шашек в одну линию на краю доски.

Задача игрока – переместить все свои шашки в дом и снять их с поля быстрее, чем это сделает противник.

Право первого хода отдается тому, у кого выпала большая комбинация на игральных костях. За один ход двигается лишь одна шашка. Исключением является случай, когда на первом ходу партии выпадает дубль.

Согласно результату броска, оппоненты двигают нарды против часовой стрелки, но переставлять свою шашку в ячейку, которая занята шашкой оппонента, нельзя. На одну ячейку можно ставить все свои шашки. В случае, когда совершить ход невозможно, право хода передается сопернику.

Как только шашки заводятся в дом, их можно начать снимать с доски.

Как играть в короткие нарды – основной принцип игры

Так же, как и в длинных нардах, здесь имеется 4 поля, по 6 ячеек в каждом, в сумме 24. Суть игры – провести шашки в дом и вывести за борт быстрее, чем это удастся сделать сопернику.

Но, процесс игры кардинально отличается от длинных нард: здесь шашки движутся друг на друга, при этом даже можно сбивать шашки оппонента с ячейки. Правда, только если шашка стоит на ячейке в одиночестве. За один ход можно сбивать несколько шашек. Все они отправляются в «бар» – центр доски. Ходить можно 1-2 шашками, но если выпадет дубль (комбинация на игральных костях, когда на обеих кубиках одинаковое число). Если игрок еще не вернул все свои шашки из «бара» на доску, он не имеет права ходить остальными.

Как и в длинных нардах, игрок, который завел свои шашки в дом первым и вывел их за доску – победил.


Почему стоит научится играть в нарды

Игра в нарды – отличный способ скоротать время, когда заняться совсем нечем. Также в поездах очень часто можно встретить игроков в нарды. Это отличный способ завести новые знакомства во время игрового процесса или просто понаблюдать со стороны за игрой двух матерых игроков.