Домой / Простые игры / Невидимые убийцы, или какая арта самая лучшая. World of tanks: артиллерия на тропе войны - тактика игры и советы мастеров На каких сау лучше играть

Невидимые убийцы, или какая арта самая лучшая. World of tanks: артиллерия на тропе войны - тактика игры и советы мастеров На каких сау лучше играть


Секундомер затих, и три десятка двигателей, дружно взревев, бросают стальных бойцов навстречу друг другу. Первыми пойдут легкие, слабо бронированные, но быстрые и шустрые танки. По разведанной ими местности двинутся стальные клинья из тяжело бронированных монстров, сопровождаемых мобильными средними танками. Толстая броня, убойные орудия, натиск, маневр! Сила и мощь! Но настоящие «боги войны» смотрят на происходящее издали, с закрытых позиций в тылу, — это артиллеристы. Батарея из двух-трех САУ способна переломить ход битвы и превратить кажущееся поражение в безоговорочную победу, «огнем с небес» обездвиживая и уничтожая особо опасных противников, прикрывая наступление или отход союзных войск.

Но САУ — не абсолютное оружие. Есть у них недостатки, о которых артиллерист должен знать и помнить всегда. Их силой нужно правильно пользоваться, чтобы «супероружие» не превратилось в груду горящих обломков.

Смерть с высоты

Глаза разбегаются: кого бы угостить снарядом?

САУ — это не просто другая машина войны. Это еще и совсем другой стиль боя и игрового мышления. Ведь наблюдение за сражением с высоты птичьего полета дает артиллерии серьезное преимущество! Если не забывать вертеть колесиком мыши, можно прицелиться точно в решетку моторного отсека тяжелого танка или, наоборот, отдалиться и окинуть взглядом все поле боя.

За счет этого из САУ получаются отличные корректировщики огня — жаль только, что в боях случайных команд об этом мало кто задумывается. Как бы то ни было, артиллерист должен одним глазом смотреть на прицел, а вторым — на мини-карту. И если на ней внезапно появились красные точки там, где их никто не ждал, — просигнальте об этом остальной команде, авось кто-то откликнется.

Второе преимущество обзора с высоты в том, что, даже не видя противника, вы видите результаты его деятельности: падающие деревья, ломающиеся заборы, трассера выстрелов. Стрелять по первым двум признакам может быть накладно, но приблизительно понять, откуда ждать угрозы, вполне можно.

Это важно: дерево падает в ту же сторону, в которую едет поваливший его танк.

А вот о стрельбе по трассерам стоит поговорить особо. По этому поводу на форуме и в чате игры уже сломано очень много копий. Кто доказывает, что это прямая обязанность артиллерии, кто называет стрельбу «вслепую» пустой тратой снарядов... Доля правды есть в словах и первых, и вторых. Вопрос в том, можете ли вы позволить себе потратить два-три снаряда впустую? Если для дальнобойных и скорострельных САУ вроде Wespe или Grille ответ скорее «да», то для медленных монстров (СУ-14) или тех, у кого мал боезапас (СУ-5), — однозначно «нет». Кроме того, помните, что, пока вы выслеживаете местоположение вражеской артиллерии, во-первых, вы не стреляете, оставив союзников без поддержки, а во-вторых, враги продолжают вести огонь! Ведь каждый трассер, даже если по нему вы и засекли врага, — это, возможно, уничтоженный танк вашей команды.

«Грилль» заполз за кустик. «Грилль» к бою готов!

Большие и медленные КВ — люби-
мая цель пушкарей всех уровней.

Так что стрелять или нет — выбор за вами. Уметь «ловить трассы», безусловно, нужно, да и просто интересно, но чрезмерно увлекаться этим не стоит. Например, можно последить за вражеской базой в начале боя, если туда сразу после старта рванулся разведчик-самоубийца на легком танке. Очень часто артиллеристы противника не выдерживают и пытаются уничтожить его, не надеясь на помощь команды. Тут-то их и нужно ловить. А когда разведка закончится, можно уже переключаться на поддержку союзников.

И напоследок: помните, что трассера оставляют выстрелы не только артиллерии, но и вообще все выстрелы. И трасса тем заметнее, чем больше калибр орудия. «Истребители танков» и тяжелые танки определяются по трассерам не хуже САУ — а первые к тому же редко меняют позицию после выстрела.

Сливаемся с окружающей обстановкой

Расплатой за огневую мощь для САУ стало легкое бронирование и низкая подвижность. В других ММО о персонажах с высоким уроном и низкой защитой говорят «стеклянная пушка» — и здесь этот термин уместен как нигде. Кроме того, не забывайте, что САУ — приоритетная цель для врага. Иногда при выборе между самоходкой и тяжелым танком однозначно выгоднее уничтожить САУ, которая из-за дальности стрельбы потенциально опаснее.

СУ-26 надеялась отсидеться в зарослях. Но нам же сверху
видно все...

Так что первое необходимое артиллеристу умение — маскировка. И речь не о навыке экипажа — пока он не появится, придется выкручиваться самому.

Часто можно увидеть САУ, пытающуюся залезть в небольшой кустик, торчащий посреди «чистого поля». Если это делает махина вроде СУ-8, то ничего, кроме смеха, такая «маскировка» не вызывает — лучше уж стоять где стоишь, чем вот так. Потому что любой разведчик, если он не только что сел за рычаги легкого танка, знает — САУ нужно искать в кустах. То же самое можно сказать и об артиллеристах, выслеживающих врага по трассеру: первым делом внимание концентрируется на одиноких кустиках, где вроде бы так легко и хорошо прятаться!

Кроме того, помните, что если часть САУ торчит за пределами кустарника — можно считать, что с той стороны вы не прикрыты вообще.

В итоге, если вы не помещаетесь целиком, нужно встать за куст, а не пытаться влезть в него . Но если у вас что-то маленькое (СУ-18, «Бизон»), можно и целиком поместиться в кустарнике.

Помните, что любой поворот корпуса рушит маскировку напрочь, — а все САУ, кроме СУ-26, наводятся по горизонтали именно поворотом корпуса. Так что, стоит еще раз повторить, постоянно поглядывайте на мини-карту — и, если к вам приближается враг, а вы уверены, что хорошо замаскировались, не вертитесь на месте.

Взгляд на мини-карте нужно держать еще и потому, что в «гаубичном режиме», при виде сверху, вы рискуете узнать, что по вам стреляют, только тогда, когда погибнете. Ни взрыва по соседству, ни даже прямого попадания вы не заметите.

Поединок воли: артиллерист против танкиста лицом к лицу.

Редкий кадр: иногда артиллеристы сходятся и в ближнем бою.

На заметку: модуль «маскировочная сеть» снизит заметность вашей САУ на 25%, пока она не подвижна. Обязательно покупайте.

Если же в опасной близости от вас зажглись красные точки — враг прорвался через оборону, — то главный совет: не паникуйте! Многие артиллеристы поплатились, когда пытались удрать от легкого танка и поворачивались к нему «спиной». А ведь только это врагу и нужно! Будет больше шансов, если вы постараетесь оставаться «лицом» к противнику — и поразите его огнем прямой наводкой. Ведь многие САУ успешно стреляют и без «спутникового наведения», особенно этим знаменит немецкий Hummel. Иногда может сработать и парадоксальный маневр: не увеличивать, а, наоборот, сокращать расстояние до врага. Например, на Grille так вполне можно «закружить» КВ или Hetzer. Естественно, если к вам «приехали в гости», без изрядной доли удачи не обойтись, но где ж без нее легко?

Артиллеристский парк

Артиллеристы на сегодняшний день представлены почти дюжиной машин, которые отличаются друг от друга техническими характеристиками и служат для различных целей. Что же выбрать? Давайте рассмотрим каждую из машин подробнее.

СУ-18

СУ-18, разработанная в 1930 году, открывает линейку советской самоходной артиллерии. За характерный силуэт игроки называют ее «уткой». Эта уточка — очень грозная машина в своей «весовой категории», и дело не только в 76-миллиметровой гаубице! Маленькая, похожая на скворечник самоходка неплохо бронирована — многие легкие танки 2-3 уровней потоньше будут, не говоря уже о самоходках 3-4 уровней. Броня позволяет начинающему артиллеристу освоиться и не особо бояться внезапно прорвавшегося к позиции противника. Развивать ее особо некуда, да и незачем, ведь следующая самоходка в линейке куда интересней.

СУ-26

СУ-26 — уникальная машина. Единственная САУ в игре, у которой есть поворотная «башня», пусть даже и открытая. Это позволяет переносить огонь с места на место с гораздо меньшими потерями в точности. Действуя слаженно, несколько таких машин способны буквально парализовать вражеское наступление. Несмотря на сравнительно небольшой урон и пробивную силу 76- и 122-миллиметровых гаубиц, гусеницы осколочно-фугасными снарядами сшибаются отменно. И если будет кому «подсветить» цель и прикрыть от вражеских легких танков, крови противнику такой малыш попортит прилично, а владельцу стабильно будет приносить награды за поддержку союзников.

Слабость СУ-26 в тонкой броне — 15 миллиметров пробиваются чем угодно. Поэтому, если оставлять ее надолго, очень пригодится противоосколочный подбой.

СУ-5

Когда все танкисты в команде погибают, в атаку приходится подниматься артиллерии. И она на это способна.

Если точечные удары игрока не удовлетворяют, то первой самоходкой, способной нанести действительно серьезные повреждения, будет СУ-5 образца 1934 года. Увы, привыкших к «башне» СУ-26 и ювелирной стрельбе в первое время разочаровывает необходимость доворачивать весь корпус при прицеливании. Точность и скорострельность при этом падают в разы, и так эффектно забрасывать снарядами врага уже не получится. Приходится сосредотачиваться на одной мишени и расчетливо бить по уязвимым местам. СУ-5 — первая САУ в советской линейке, с которой начинается учеба терпению, усидчивости и чувству траектории. Но за приличную пробивающую способность и урон 152-миллиметровой мортиры этой машине можно очень многое простить. Возможность самоходки 4-го уровня наносить ощутимый урон практически любому танку дорогого стоит. Даже если и не пробьет какого-нибудь Maus’a, так гусеницу порвет. Или оборудование из строя выведет, экипаж покалечит, просто разозлит, в конце концов.

Все упомянутые выше достоинства 152-миллиметровой мортиры уравновешиваются одним, но существенным недостатком: боезапас. Вооруженная этим орудием, СУ-5 может увезти только четырнадцать снарядов, и фраза в боевом чате: «Я пустой, еду светить» — норма. Вряд ли имеет смысл оставлять себе эту машину, если изучена следующая, но раз уж придет в голову такая блажь, то противоосколочный подбой лишним не будет. Если светить — то светить чуть подольше.

СУ-8

Вот и осталась позади СУ-5. Если вы еще не охладели к артиллерии, то добро пожаловать в клуб большой мощности. Если СУ-26 и СУ-5 можно назвать вспомогательной артиллерией, то эта самоходка уже может претендовать на роль «убойной силы». И особенно когда установлена 152-миллиметровая гаубица, экипаж полностью обучен и закуплены дополнительные модули. Ведь нет танка, который эта самоходка не могла бы пробить и уничтожить несколькими попаданиями! Разве что мастодонты вроде Maus или VK4502(P) способны какое-то время стоять под ее огнем, грустно наблюдая, как ломается один прибор за другим.

Это не буксир. Просто одна СУ-14 предпочитает доехать до позиции побыстрее, а вторая пятится, чтобы в любой момент открыть огонь по
новым целям.

За тяжесть наносимого урона приходится расплачиваться очень заметной трассой, которую чертит снаряд. СУ-8, не сменившая позиции после выстрела, гарантированно станет жертвой другой САУ. Так что для этой машины жизненно необходимы такие качества, как скорость сведения прицела и перезарядки орудия. И покупка таких недешевых модулей, как усиленный привод наводки и гаубичный досылатель, вовсе не роскошь. Скорее необходимость. А вот насчет третьей ячейки можно подумать. Во-первых, СУ-8, в отличие от младших собратьев, дама крупная, и замаскировать ее сможет не всякий куст. Маскировочная сеть будет очень кстати. Порой лишняя секунда невидимости решает исход столкновения с ворвавшимся на позицию легким или средним танком. Да и о вражеской артиллерии не стоит забывать.

Но это до тех пор, пока экипаж, в полном составе или частично, не разовьет дополнительный навык маскировки. Тогда появится смысл сменить маскировочную сеть на что-то другое. Прежде всего это противоосколочный подбой. Артиллеристы очень не любят вражеских «коллег» и, если заметят, откуда вылетел чужой снаряд, непременно пошлют свой в ответ. А от упавшего рядом фугаса радости мало. К тому же подбой повышает шансы на выживание, если на городской карте вроде Химмельсдорфа артиллерист махнет рукой на инструкции и пойдет в город притворяться ПТ-САУ и бить врага прямой наводкой.

Остальные модули не производят такого впечатления. Прямая видимость артиллеристу редко нужна, а скорость ремонта... Если артиллеристу нужно ремонтироваться — это значит, что либо его сейчас добьют, либо все равно успеет починиться, пока орудие перезаряжается.

СУ-14 и С-51

Оставшиеся две модели в советской артиллерийской линейке нужно рассматривать вместе. Это не имеющие аналогов у немцев тяжеловесы — СУ-14, прозванная танкистами «холодильником» за внешний вид и ходовые качества, и С-51, названная в народе «Буратино» за длинный задранный нос. Роднит их орудие Б-4 калибра 203 миллиметра, не имеющее себе пока равных по мощи. Осколочно-фугасный снаряд из этой пушки наносит в среднем 1850 единиц урона — ровно столько, сколько здоровья у немецкого тяжелого танка VK4502(P). А прочность советского тяжелого танка ИС-4 и вовсе 1590 единиц. Естественно, что при такой силище их уважают свои и ненавидят враги. А вот с отличиями сложнее.

У тяжелой артиллерии две больные мозоли: скорость передвижения и перезарядки орудия. Первая мозоль значительно сильнее болит у СУ-14. Эта машина более, чем на 10 тонн, тяжелее своего собрата и, соответственно, медленнее ездит, разгоняется и разворачивается. Удивительно, но закрытая СУ-14 еще и хуже бронирована. Все это снижает шансы «холодильника» на выживание, если команда не сможет его уберечь от разведчиков противника. Обнаруженная СУ-14 долго не живет: если не разведчик радостно расстреляет, то снарядом вражеского артиллериста не менее радостно «накроет».

Зато со скорострельностью все наоборот. Громоздкая СУ-14 перезаряжаться успевает не намного, но все же быстрее, чем С-51.

Обе самоходки жизненно нуждаются в ускоренном обучении заряжающих, а также в установке гаубичных досылателей и усиленных приводов наводки. В противном случае стрельба реже, чем дважды в минуту, никакой радости приносить не будет. Не теряет актуальности и установка маскировочной сети, которую позже можно при желании сменить на улучшенную вентиляцию третьего класса (+5 % к навыкам всех членов экипажа — не шутки) или противоосколочный подбой. Будучи полностью укомплектованной и с обученным экипажем, тяжелая самоходка становится заметно шустрее и превращается в по-настоящему страшную силу.

Sturmpanzer I и II

У игроков, предпочитающих немецкую технику, есть целых три пути, которыми они могут прийти к самоходной артиллерии.

Первый: сразу после «маленького трактора» пересесть на Sturmpanzer I «Bison». И хоть с виду это и самый простой путь, ощущения от него могут быть неожиданными. САУ второго уровня сразу же отправляют в бои к «большим и страшным» танкам. Казалось бы, что ему там делать?

А ответ прост: у обеих «штурмпанцеров» орудие одно и то же. И более того, заменить его на что-то более мощное не удастся до Grille — но даже на нем придется некоторое время провести со все тем же 15-см sIG33 L/11. Основная разница между «штурмпанцерами» первой и второй модели — бронирование и время перезарядки. Естественно, Sturmpanzer II по обеим показателям выигрывает.

Высокая точность стрельбы и урон, сравнимый с показателями советской СУ-5 (САУ четвертого уровня), делают «штурмпанцеры» серьезной угрозой для любых средних танков.

Wespe

Второй путь немецкого артиллериста — переход с PzKpfw II на Wespe. У «осы» есть пара преимуществ перед «одногодками»: мощность и дальнобойность. Это единственная машина третьего уровня, которая может доставать от одного края карты до другого. Любимые ее цели — тяжелые танки, жаль только, попадает она к ним редко. Третий уровень, и бедной Wespe приходится заниматься охотой на верткие легкие танки... А это на ней делать непросто: точность похуже, чем у «штурмпанцера», да и наведение медленное. Чуть скрашивают картину широкие углы наведения по горизонтали, так что противника можно некоторое время «вести», скажем, примеряясь стрелять с упреждением. Но все равно, «осе» удобнее быть грозой тяжелых танков — урон позволяет, — нежели сбивать БТ и Леопардов «на лету».

Grille

Оба пути пересекаются в одной точке: Grille. Его начальное орудие такое же, как и у «штурмпанцеров», но его можно (и обязательно нужно) сменить на улучшенный 15-см sFH13 L/17. Урон вырастает более чем вдвое, а дальность (наконец-то!) сравнивается с Wespe. И на этом уровне уже можно браться за истребление действительно серьезной техники. При большом везении, и это случается чаще, чем может показаться, Grille одним выстрелом может уничтожить зазевавшийся КВ.

После улучшения двигателя и ходовой «Кузнечик» получает еще одно преимущество перед советскими аналогами — скорость. От легкого танка не убежать, конечно, но «закрутить» прорвавшийся к САУ тяжелый танк или ПТ-САУ уже можно.

Hummel

И наконец, третий путь. Он же (пока) — вершина развития немецкой артиллерии. САУ Hummel, серьезный конкурент советских СУ-14 и С-51 в борьбе за звание «лучшей артиллерии» в игре. «Открыть» его можно, набрав достаточно опыта на Grille либо на PzKpfw IV, причем дорожка «через танк» сложнее — опыта нужно больше. Кроме того, Hummel — это не совсем та машина, с которой стоит начинать обучение навыкам артиллериста. Уже на «Кузнечике» есть опасность остаться в проигрыше по кредитам, если стрелять не слишком результативно. А о «Шмеле» с улучшенным орудием говорят, что на нем выгоднее погибать, не стреляя вообще, нежели играть результативно и тратиться на пополнение боезапаса. Решение простое — не устанавливать второе из возможных орудий, кроме как в специальных, очень важных, случаев. Для обычных боев вам вполне хватит и начальной пушки.

С улучшенной пушкой Hummel наносит меньше урона одним выстрелом, чем СУ-14, но стреляет намного чаще, и урон в секунду у них оказывается примерно на одном уровне. Естественно, иногда предпочтительнее «угостить» врага более мощным «подарком», а не бить его понемногу, но часто. Но с другой стороны, Hummel может позволить себе добивать уже полумертвого противника или стрелять по средним танкам — в таких ситуациях урон, пропавший даром, у него будет куда меньше, чем у «холодильника» или «буратино».

И не в последнюю очередь Hummel знаменит скоростью. Непривычное для САУ свойство ставило в тупик многих водителей бронетехники, рассчитывавших на легкую добычу. А «добыча», вместо того чтобы медленно отползать, вдруг срывалась с места и уезжала прочь со скоростью хорошего среднего танка...

Artillery (also known as self-propelled guns or colloquially "arty") is an often misunderstood class in World of Tanks. Playing as artillery takes patience, practice and basic knowledge of the "hot zones" on maps. Generally speaking, artillery has little to no armor, minimum health, and very low mobility. But where this class shines is through its armament: large-caliber guns that can severely cripple, if not outright destroy, an unsuspecting oppontent!

Like other vehicle classes you must play to your strengths and minimize your weaknesess as best as you can.

What Makes an Artillery?

Large-caliber guns -- the largest in the game, to be exact!

When entering battle, many first-time artillery players think they are playing a variant of the tank destroyer class, given their large guns and lack of a turret. Artillery is not meant to rush into close or medium-range firefights; staying hidden by the base and picking off targets from afar are the goals here!


Artillery fires rounds at an angle, allowing you to hit even concealed foes

Low tier artillery probably won"t seem much at first. Their guns don"t stand out and they"ll easily be the least-flexlible class available; with no turrets and limited traverse speed and mobility. However, once you"re exposed to mid and high tier artillery, that all changes and you"ll get a glimpse at what this class truly has to offer.

Know Your Role and Shut Your Hatch

Always remember to look at the composition of both teams when entering a battle. As artillery, take note of how many potential scouts you"ll have as eyes, and how many enemy light tanks might be looking to hunt you down!


Staying concealed is your best armor

While allied scouts are sprinting to the frontlines for detection opportunities, use this time to relocate nearby to a place that offers both decent and unobstructed firing angles and safety. The corners of maps are common places to hide, but that also depends on the firing range of your specific artillery model. You"ll need to experiment with locations on different maps in order to find the places that work best for you. Look for bushes to hide behind. And remember -- artillery have no armor, so staying out of direct lines of sight is vital!

Play to Your Strengths



Say hello to my little friend

Know your strengths:

  1. Splash damage
  2. Indirect fire
  3. Force multipliers

Most artillery come equipped with high-explosive rounds (HE) alongside standard armor-piercing (AP). HE rounds have a lower chance at penetrating a target, but upon impact, they detonate, causing an explosion that can deal damage. Exploding HE rounds create a splash radius around the impact zone, allowing the shell"s explosion to cause damage to nearby tanks. On regular tanks firing HE, this splash radius isn"t much, but with large-caliber guns found on artillery, trying to increase your splash damage is a common tactic. Savvy artillery players will memorize choke points and locations where tanks group together to maximize their splash damage output.

Indirect fire and artillery go hand in hand, and it"s defintely a distinct advantage! Foes hiding behind indestructable objects can only be sussed out by artillery. Some artillery have high firing arcs, allowing their rounds to land directly on top of a target, while others fire at a much flatter trajectory and have a chance to hit the side of a target. Being the only class that fires indirectly, artillery is your best bet at clearing a well defended position from afar.

When a battle begins, artillery should note where their scouts are setting up to spot, and zero in nearby. But what happens once the battle is in full turmoil? If you had to guess where to fire next, look toward the main offensive push (or defense). When in the middle of combat, most players will focus on what they can see, not taking into account what else might be stealthily aiming their way. There"s nothing more back-breaking for the enemy than receiving and bouncing a few hits in a tank only to receive the final exclamation point by a well-placed artillery round. Focusing your fire on the main assault could turn the tide of battle in your favor -- just try not to damage your allies who may be close to your targeted enemy!

For you history buffs out there, think of this tactic like Blitzkrieg , where your team"s fire is concentrated on a focal point in hopes of crushing all defenders.

Mastering Artillery

From the start, you"ll notice that aiming with artillery is quite different from the rest of the classes. By pressing and holding the left trigger (default option), you"ll enter arty mode, where you have a top-down view of the battlefield with a large, green (often oval) aiming circle. By default, your controller is set so that you have to hold down the trigger to keep this aiming mode on, but in the Settings menu you can adjust this so that you don"t have to hold it down.

The green dots indicate that there is a clear path to your target, a red line indicates that something is in the way, and a white line means that you are out of range.


Arty mode: this view is only available to artillery. Use it to zero in on unsuspecting prey

Notice the oval of green dots around your target. This oval starts out large and gradually becomes smaller as it focuses on the target. The size of the circle, how fast it zeros in and how small the circle ultimately gets are entirely dependent on your selected artillery, its gun caliber, crews and equipment mounted.

The dots indicate where your shot can land. If you don’t see dots, then your shot is obstructed, and you won’t be able to hit your target, even if the line is green. The smaller the dots get before you fire, the better your accuracy! Be patient -- it is better to wait a few more seconds to get better accuracy than to waste a shot and wait for the lengthy reload. Stay aware of enemy movement, although you may not be able to see, arty mode allows you to view trees being knocked down, buildings being damaged and muzzle flashes when the enemy fires.

Locking your hull can also help your accuracy by keeping you locked in place. Press Left on the directional pad to lock your hull (and remember to unlock once you relocate).

When firing, remember that it could take a few seconds for your shot to reach its target. If your target is moving, you must factor in how much it will move between the time you fire and the time the shot arrives. This skill takes practice to learn, but there"s nothing more satisfying than hitting a moving target!

Artillery is all about patience. Take the time to find a target, wait for your aiming circle to tighten, and let loose a screaming volley of fire!

Здравствуй уважаемый танкист, сегодня мы рассмотрим лучшие Самоходные Артиллерийские Установки

Как всем известно, артиллерия достаточно опасный класс в игре и в умелых руках способна нанести огромные потери команде супостата. Список составлялся по сравнению основных характеристик для САУ, необходимых для грамотной поддержки союзников и причинения немалого ущерба команде врага - это способность САУ к выживанию (маскировка, динамика) и к поддержке команды огнем (урон, сплеш, точность стрельбы и скорострельность). Итак, приступим к обзору...


II уровень - Т57. Хорошее бронирование и хорошая скорострельность позволяют без труда уничтожать маленькие и юркие ЛТ. А вкупе с маленькими габаритами САУ имеет отличные показатели маскировки.



Среди плюсов:
● большой боекомплект на 40 выстрелов;
● высокая скорость, можно укрываться и перекатываться после каждого выстрела, а также отличная маневренность (не так уж и просто закружить);
● самый тяжёлый танк второго уровня, что в сочетании с хорошей динамикой позволяет успешно таранить вражину;
● хороший обзор в 320 метров;
● отличное лобовое бронирование, отличная точность.

Среди минусов:
● малый альфа-дамаг;
● открытая рубка, без труда выводятся из строя члены экипажа, хотя, учитывая наш ЛВЛ, нас скорее успеют уничтожить, нежели покалечить экипаж.

M7 Priest. III уровень у нас представляет М7, который имеет существенно возросший ДПМ и дальность полёта снаряда по сравнению с предыдущей САУ. Также он хорош, несвойственным артиллерии, бронированием. Примечателен факт, что большинство игроков стреляют по НЛД, а НЛД у данной машины имеет броню с учетом наклона в районе 120-130 мм.



Среди плюсов:
● хорошая динамика, позволяющая быстро менять позиции;
● убойное орудие обладающее неплохими показателями точности и скорострельности;
● удивительно неплохая броня НЛД;
● хорошие углы горизонтальной наводки (от -12 и до +26);
● боекомплект состоящий из 69 снарядов, который мы не сможем потратить до конца боя даже если начнем палить налево и направо до конца боя;

Среди минусов:
● благодаря открытой рубке мы очень уязвимы для фугасных снарядов;
● не лучшее пробитие фугасами, однако на 3-5 уровне не так много «толстых» танков, посему проблем особых не возникает.

Sturmpanzer II . Немецкая САУ IV уровня славящаяся своей комфортностью игры и великолепным обзором. Также немаловажно отметить низкий профиль машины, что увеличивает его маскировку и усложняет попадание по нему врагам, однако есть у него и минусы, в числе которых малое кол-во снарядов в боекомплекте, что компенсируется неплохой точностью орудия, благодаря которому буквально каждый снаряд при должном сведении достигнет своей цели.



Среди плюсов:
● отличное орудие с великолепной точностью, скорострельностью и высокой мощностью;
● лучшее на уровне пробитие среди САУ, что упрощает нам уничтожение вражеских тяжей;
● хороший показатель маскировки благодаря низкому профилю;
● неплохая динамика;

Среди минусов:
● малые УГН;
● невысокая дальнобойность орудия (снаряд летит примерно 500 метров).

V уровень - Grille. Вторая по мощности, но не по универсальности машина 5 уровня . Отличается отличным уроном, хорошей динамикой и востребованностью в средних ротах. Без проблем может уничтожить вражеский танк до 6 уровня, однако главным минусом для нас являются малые углы наводки, не способствующие борьбе с лёгкими танками.



Среди плюсов:
● орудие которые одним попаданием отправляет в ангар любой танк до 4-5 уровня и наносит огромный урон танкам 6 уровня, если удается попасть прямой наводкой кумулятивным снарядом, тот этот выстрел как положено является зачастую критическим и для танка 6 уровня;
● траектория полета снаряда навесная, посему большинство попаданий будет именно в крышу танка, где у него самая тонкая броня;
● отличная радиостанция (немаловажный для артиллерии модуль);

Среди минусов:
● плохие углы наводки не позволяют эффективно бить по шустрым врагам на близких дистанциях;
● достаточно долгая перезарядка.

FV304 . Имба VI уровня , нагибатель песка и просто хорошая САУ. Если не способна нанести достаточно урона вражескому танку, то психологическую атаку выполнит на «Ура!». Критуя модули каждые 10 секунд и нанося при этом по 60-100 урона таким монстам как 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger вы непременно уничтожите его. Морально.



Среди плюсов:
● скорость, просто стоит отметить что он быстрее большинства ЛТ в игре;
● скорострельная пушка с хорошей навесной траекторией полета снаряда, даже за укрытием врагу не спастись от града снарядов летящих на него;
● малые габариты дают отменный плюс к маскировке;
● большой боекомплект;
● отличные углы горизонтальной наводки.

Среди минусов:
● низкая дальность полета снаряда.

G.W. Panther - VII уровень. Имея базу Пантеры, сей машина обладает великолепной динамикой, зенитным орудием с огромными углами наводки и хорошей скорострельностью. При игре на данном САУ следует помнить что снаряды наши летят далеко не по навесной траектории, посему мы не сможем вольготно перекидывать снаряды через укрытия. Однако, настильный полет снаряда даст ему более быстрое прибытие до вражеского танка.



Среди плюсов:
● великолепная динамика, которая позволяет на нашем уровне быстро сбежать при признаках опасности или устроить засаду вражескому СТ, покушающемуся на нашу базу;
● хорошая скорострельность орудия, что очень полезно против быстрых французов;
● наличие башни, благодаря которой можем без лютого разброса наводиться на танк супостата;
● при должной сноровке может принести немало хлопот вражеской команде.

Среди минусов
● малый урон и разброс осколков, что не позволит без проблем лупить по тяжелым танкам типа "Тапка".

VIII уровень - M40/M43. Очень бодрая САУ, отличающаяся довольно мощным орудием, хорошей динамикой благодаря базе Шермана и небольшими габаритами. Машина также уникальна своими огромными УГН. В ближнем бою чувствует себя не так уж и плохо, в сравнении с одноклассниками.



Среди плюсов:
● хороший коэффициент маскировки доступен нам благодаря сравнительно небольшим габаритам и отсутствию дульного тормоза;
● хорошая динамика доставшаяся нам от базы танка M4;
● мощное орудие, способное с одного выстрела отправить в ангар почти любой танк 7 уровня и большинство французских картонных танков вплоть до 9 уровня;
● углы наводки в 18 градусов в каждую сторону обеспечат нам «преследование» цели без рывков, а также обеспечат комфортную игру.

Среди минусов:
● открытая рубка не спасет против вражеского фугаса;
● чуть медленней скорострельность и больше разброс при движении корпусом чем у одноклассников.

M53/M55 . Американская САУ IX уровня , обладающая отличными углами наводки благодаря наличию башни довольно точным орудием и хорошей динамикой.



Среди плюсов:
● прекрасная динамика позволит быстро уехать с позиции по прибытии вражеского СТ или ЛТ, или же не дать нас закружить если нас застали врасплох;
● башня, благодаря ей мы имеем 29гр. углов горизонтальной наводки;
● хорошее орудие, обладающее достаточно хорошими параметрами урона, точности и скорострельности.

Среди минусов:
● плохой обзор в 350 метров;
● сарайные размеры, благодаря чему маскировки у нас почти нету.

G.W. E 100 - X уровень. Обладает отличным орудием, экранами, хорошим бронированием, за что однако расплачивается плохой динамикой. Хотя, благодаря плохой поворотливости мы имеем слабый разброс в движении, что является дополнительной монетой в копилку этой машины.



Среди плюсов:
● толстенные экраны и хорошее бронирование могут спасти даже от близко взорвавшегося снаряда вражеского САУ;
● сбалансированное орудие, обладающее навесной траекторией полета снаряда позволит закинуть наш снаряд за укрытия;
● плавное шасси, при повороте которого наш прицел сбивается незначительно;
● огромнейший боезапас;
● самое большое количество ХП среди всей артиллерии.

Среди минусов:
● огромные габариты, вследствие которых нас очень легко «засветить»;
● плохая подвижность (имеющая свои же плюсы описанные выше).

На этом наш обзор подходит к концу и по итогам хотелось бы отметить, что всё вышеизложенное это мнение автора , Ваше и мнение других игроков может значительно отличаться от данного обзора. Всем спасибо за внимание и удачных боёв!

Как играть на САУ?

Артиллерия является довольно специфическим видом техники: малое количество НР, отсутствие брони, возможность стрелять через всю карту (по крайней мере, у большинства САУ) и огромный урон за выстрел (например, средний урон топового орудия советских САУ 6-7 уровня равен 1850!).
Может показаться, что играть на САУ проще всего, не зря же артоводов еще называют «однокнопочными»: стой себе в укрытии и неспешно стреляй по чужому засвету. Но на САУ, как и на остальных видах техники в World of Tanks, довольно легко достигнуть средних результатов, но добиться настоящего мастерства очень сложно.

Любой бой начинается с выбора позиции. Какой должна быть удобная позиция для артиллерии? С одной стороны, у вас должна быть возможность вести огонь по противнику (желательно, в нескольких направлениях), то есть на линии огня прямо перед вами не должно быть, например, дома.
С другой стороны, хорошая позиция должна скрывать вас от противников, то есть вы должны стоять или за кустами (лучше двойными), или в низине. Последний вариант является предпочтительным при стрельбе прямой наводкой на средних и ближних дистанциях: нужно встать так, что высовываться будет только часть орудия, то есть вы сможете легко стрелять по противнику, а ему по вам попасть будет затруднительно. Также желательно, чтобы рядом с вашей позицией было надежное укрытие, за которое вы сможете спрятаться на время, если вас засветили.

На большинстве карт такие удобные позиции располагаются прямо возле респа или базы, но это не значит, что вы должны всегда на них вставать. Если в команде вы один на САУ, то тогда вставать вы можете, куда вам удобно, но все усложняется, если есть союзные САУ. Не нужно толпиться вдвоем или втроем на одной позиции.

Во-первых, вы можете банально мешать друг друга стрелять. Во-вторых, вас будет легче вычислить по трассерам. В-третьих, противникам будет легче спрятаться от вашего огня. Всегда старайтесь встать подальше от союзной САУ, в идеале, вы должны занимать позиции в разных углах карты, чтобы вести перекрестный огонь по противнику, наносить больший урон (вы сможете попадать в борта или корму), выгонять его из укрытий.
Если вы заняли позицию, это не значит, что вы должны стоять там, как приклеенный, до конца боя. В рандомных боях это очень распространенная ситуация: противники прячутся за укрытиями, а союзная САУ стоит на одном месте и не меняет позицию, даже если для нее нет доступных целей. Это грубая ошибка.

Если противники спрятались за укрытиями и боятся высунуться, то вам следует поменять позицию так, чтобы вы их могли достать. Вполне возможно, что придется проехать приличное расстояние. Также позицию надо менять, если вы видите, что противники уничтожили союзников на одном из флангов и движутся к вам. Не надо геройствовать, вы сможете сделать только один выстрел, а затем вас заметят и быстро уничтожат.
Нужно поменять позицию, при хорошем свете вы сможете сделать намного больше одного результативного выстрела, нанести гораздо больше урона. Если вы на медленной САУ, то позицию в таких случаях лучше менять заранее: когда видите, что один фланг противник продавливает, не нужно ждать до последнего, сразу отступайте.

Также не забывайте, что вас могут вычислить по трассерам. Так что после каждого выстрела нужно хотя бы немного откатываться вперед или назад. Многое зависит от того, на какой позиции вы стоите. Если вы расположились возле респа или базы на популярной для САУ позиции, то велик шанс того, что вас вычислят по трассерам. Если вы встали на неожиданную и редко занимаемую САУ позицию, то шансы падают до минимума. Естественно, если вражескую артиллерию уничтожили, то и опасаться вычисления по трассерам не следует.

Теперь непосредственно о стрельбе и выборе целей. Орудия САУ отличаются долгим сведением и очень долгой перезарядкой. Если на низких уровнях это не так заметно, то уже на шестом уровне сведение может занимать семь секунд, а перезарядка - тридцать. То есть выбирать цель вы должны тщательно, стрелять только тогда, когда практически на сто процентов уверены в попадании.
Только у двух САУ есть полностью вращающаяся башня: у СУ-26 и Bat Chatillon 155. Первая - советская САУ третьего уровня (самая популярная САУ в низкоуровневых боях), вторая - вершина французской ветки САУ. Некоторые САУ имеют довольно хорошие углы горизонтальной наводки (например, GW Panther), а на некоторых вам придется постоянно поворачивать корпус.

Чтобы прицел в таком случае сбивался меньше, нужно зажимать правую кнопку мыши, поворачивать корпус, а затем совмещать прицел с кругом сведения. Если поворачивать корпус медленно, то круг сведения увеличится совсем немного, вы сможете практически сразу сделать выстрел.
Легче всего попасть по медленным тяжелым танкам, но у них наиболее толстая броня, то есть вы не сможете нанести много урона, если попадете в лоб. Средние же танки обладают не такой толстой броней, но намного подвижнее, следовательно, попасть по ним сложнее. Стараться стрелять надо или по неподвижным средним танкам и ПТ-САУ, или в борт и корму любым танкам. Для этого нужно чаще менять позицию, вести огонь из неожиданных для противника позиций.

Пытаться попасть по движущимся легким танкам нет смысла, вы только зря израсходуете снаряд и потеряете время на перезарядку. Но вот если можете достать притаившегося за укрытием «светляка» - то обязательно стреляйте, фугасный снаряд нанесет полные урон из-за тонкой брони. Здесь опять пригодится совет почаще менять позицию. Вообще двигаться на САУ надо много, с одной позиции в большинстве боев вы нанесете не слишком много урона.

В рандомных боях союзники прикрывать вас будут редко, так что вполне возможна ситуация, когда к вам прорывается вражеский легкий танк. В целом, если противник неопытный и несется по прямой на вас, то у вас есть большие шансы его уничтожить, вам хватит и одного выстрела. Если же противник виляет, движется по дуге, то попасть по нему будет очень сложно. В большинстве случаев имеет смысл ехать сразу в укрытие, ведь по вам может открыть огонь вражеская САУ, и надеяться, что вражеский легкий танк уничтожат союзники.

Если союзники засветили вражескую САУ, не нужно сразу на нее сводиться, сначала оцените обстановку. Может быть, союзники сами ее уничтожат, и ваша помощь будет не нужна. Если вы все-таки сводитесь на вражескую САУ, то сообщите об этом союзникам, нажав F2 «Атакую». Это будет сигналом союзным САУ, чтобы они не стреляли по вашей цели.

Если союзная САУ указывает на какую-либо цель сигналом «Атакую», то эту цель атаковать не следует: во-первых, это просто некрасиво, во-вторых, один из вас израсходует снаряд зря, а зачастую даже один выстрел САУ может решить исход всего боя.
В целом, вражеские САУ должны быть приоритетной целью. Также не забывайте, что неопытные артоводы после засвета часто остаются на месте. Так что если вы даже не видите противника, стреляйте по тому месту, где он был обнаружен. Скорее всего, вы его уничтожите.

Также нужно помнить, что снаряды САУ часто попадают в крышу вражеских танков, там броня даже у тяжелых танков высоких уровней может составлять, например, 30 мм, то есть вы нанесете максимальный урон. Снаряд может также попасть в приборы наблюдения, тогда урон тоже будет максимальным. Так что целиться надо именно в крышу танка, а не лоб.

Так как часто вы стреляете чуть ли не через всю карту, то снаряд летит полторы-две секунды, об этом нужно всегда помнить и брать упреждение. Попасть по движущемуся среднему танку с большой дистанции у вас вряд ли получится, особенно если он поворачивает, но вот по движущемуся по прямой тяжелому танку попасть даже с большой дистанции не составляет большого труда.

В большинстве случаев нужно использовать фугасные снаряды, у них относительно невысокое пробитие, но урон может быть и частичным (в случае бронебойных или пробил, или не пробил, третьего не дано). Также фугасные снаряды наносят много критических повреждений, что сильно ослабляет противника и увеличивает шансы вашей команды на победу.

Также следует помнить, что фугасы обладают «сплэшем», то есть поражают не точку, как бронебойные, а небольшую область площадью в несколько метров. Таким образом, можно повредить несколько противников. Если снаряд взорвался в нескольких метрах от врага, то урон будет небольшим, но есть высокий шанс сбить гусеницу. Не забывайте только, что «сплэшем» можно задеть и союзников, будьте осторожны.
Часто на САУ доступны кумулятивные снаряды, которые можно приобрести или за золото, или за большую сумму серебра. Во многих ситуациях они могут быть полезны, пользуйтесь ими, если есть возможность. Также есть «голдовые» фугасы, особенностью которых является большой «сплэш». В целом, они себя не окупают, но могут быть полезны, например, если вы сбиваете захват с базы.

Также на многих САУ высоких уровнях можно стрелять бронебойными снарядами. Они обладают большим уроном, так что есть соблазн стрелять только ими. Но не забывайте, что в большинстве случаев ваш снаряд попадает в противника под большим углом. Для фугасных снарядов это неважно, а вот для бронебойных в таком случае возрастает роль рикошетов и непробитий. В целом, рационально применение бронебойных снарядов только при стрельбе прямой наводкой или вообще в упор.

Вот и все. В ротных и клановых боях САУ могут наносить до 80% процентов урона, в рандомных боях такое вряд ли возможно: вас редко прикрывают союзники, да и свет часто умирает чуть ли не в первые тридцать секунд. Но вы все равно можете наносить огромное количество урона. Главное рассчитывайте каждый выстрел и почаще меняйте позицию.

В начале боя нужно выбрать подходящее место так, чтобы помочь игрокам своей команды в случае необходимости, прикрывая их. В секторе обстрела должна находиться как можно большая часть карты (чтобы не мешали естественные препятствия: дома, холмы и т.д.). При этом требуется учесть, что союзники могут допустить прорыв вражеского «светляка», который может обнаружить САУ и выдать позицию. Требуется подготовить либо вариант отхода в безопасное место, либо сразу стать так, чтобы вас не могли засветить или уничтожить. Так же следует учитывать расположение других танков,в частности, другой «арты». Если встать близко друг к другу, то враг, отслеживающий трассеры снарядов, может произвести выстрел и зацепить скопление союзной бронетехники.

Разведчики – глаза артиллерии

Без подсвета союзников артиллерийская установка слепа и ничего не видит. Поэтому, при занятии позиции, нужно сразу же обратить внимание на миникарту и определить, где находятся союзники. Увидев, что легкие танки или СТ переместились к позициям врага, нужно срочно переводить прицел в их направлении. Вероятно, они обнаружат врага. И тогда можно будет вести огонь.

Целей много. Кого выбрать?

Возможно, они заметят сразу несколько танков. К подобному развитию событий нужно быть готовым. Но на ком сосредоточить огонь? Различные классы техники игры « » неравнозначны между собой. «Тяж» на поле боя - штука серьёзная, но «пэтэшка», спрятавшаяся в кустах, может нанести гораздо больше вреда. Помимо значительного урона, она обладает увеличенным обзором и способна выдать месторасположение массы союзников. Поэтому, лучше уничтожить её. Да и броня у неё слабая, если только это не британская ветка развития ПТ-САУ. Прорвавший линию фронта союзник получит оперативный простор, и сможет зайти противнику в тыл.

Стрелять на упреждение

Наводясь на технику неприятеля, многие «артаводы» забывают очевидный факт. Снаряду нужно время, чтобы долететь до цели! За это время вражеский танк может уехать из точки, куда был сделан выстрел. Игрок всегда должен представлять себе, куда может поехать враг, и стрелять в предполагаемое место перемещения. Удачный случай, когда союзники поставили вражеский танк «на гуслю». Стрелять можно прямо по нему. Только никто не знает, как скоро его экипаж отремонтирует повреждение и начнет движение.

Метить цели? Для чего?

Не стоит забывать, что – игра командная. А уничтожить неприятеля самостоятельно удается не часто. Поэтому необходимо обратить внимание своих союзников на выделенный вражеский танк. Они перенесут на него огонь, и он будет уничтожен.

Постоянный контроль игровой ситуации

Особенность «арты» в том, что игрок видит сверху все изменения на поле боя и может информировать об этом союзников. Кроме того, заметив, что ситуация на определенном участке боя требует немедленного вмешательства, может своим огнём поддержать союзников и переломить ход поединка.

Осторожность при стрельбе не повредит

При ведении огня, всегда следует помнить, что выстрелив по противнику, можно случайно зацепить игрока своей команды. Он не знает, что в танк врага летит «чемодан», и решит его таранить, а вдруг сверху обрушивается мощный удар, не щадя ни своих, ни чужих. Поэтому всегда, прежде чем стрелять, нужно убедиться, что союзники находятся достаточно далеко от вашей цели. И уж с максимальной осторожностью требуется стрелять по цели, с которой союзный танк находится в клинче.

Выслеживаем врага по трассерам

После выстрела из любого орудия тянется след сгоревших газов - трассер. И если наблюдать сверху над полем боя, то его можно заметить, не видя сам танк. А предположив, где он может находиться, нанести удар в предполагаемое место. При благосклонности ВБР, можно будет уничтожить врага или нанести ему урон. Чаще всего, таким методом ведения огня можно уничтожить вражескую артиллерию. Но это не всегда оправдано. На ряде карт сделать так просто не получится. Размер игрового поля мал.