Домой / Стратегии / Ход олимпийских игр в древней греции. Древние олимпийские игры в древней греции кратко

Ход олимпийских игр в древней греции. Древние олимпийские игры в древней греции кратко

проводились раз в два года в Истмийском святилище,близ Коринфа в честь Посейдона. Согласно преданию, игры были учреждены афинским героем Тесеем, который пожелал соперничать таким образом с основателем Олимпийских Игр Гераклом. Однако, согласно сообщению путешественника Павсания, первоначально истмийские Игры были посвящены местному герою Меликерду-Палемону, сыну царя Афаманта.

Игры в Древней Греции

Эта версия, возможно, была создана коринфянами, которые осуществляли контроль над святилищем и желали, чтобы во время праздников почитали коринфийского героя. Миф, согласно которому учредителем игр был Тесей, был создан афинянами, которые пытались таким образом оказаться выше своих извечных соперников коринфян. Истмийские игры были реорганизованы в 582 году до н. э. по образцу Олимийских Игр. с самого начала они приобрели всегреческий характер, а во время их проведения действовало так называемое «Истмийское перемирие» , т. е. между принимавшими участие в истмийских играх городами устанавливался мир. Кроме атлетических состязаний, с 5 века до н. э. стали проводится состязания в музыке, декламации, и живописи. Победители получали в награду сосновый венок, за исключением краткого периода, когда под влиянием Немейских игр наградой был венок сельдерея.

Немейские Игры

В Немее справлялись Немейские игры в честь бога Зевса, организация которых находилась первоначально под контролем города. Клеон, а затем -Аргоса.
При этом с 4 века до н. э. состязания проводились чаще в Аргосе, чем в святилище Немеи. С учреждением праздника связан местный миф, имеющий отношение к царю Немей -Ликурга. Ликургу было дано предсказание, что его новорождённый сын Офельт вырастет сильным и здоровым, если только он коснётся земли не прежде, чем научится ходить. Но однажды кормилица Офельта Гипсипила ослушалась приказа царя и оставила ребёнка на земле, положив на кучу дикого сельдерея. Проползавшая мимо змея укусила мальчика умер. В честь мёртвого Офельта сразу же были учреждены погребальные игры, ставшие прообразом Немейских игр. Всегреческими Немейскими игры стали 573 года до н. э. и проводились раз в два года. образцом для них были Олимпийские игры, а в последствии они включали так же мусические состязания. Судьи состязаний носили чёрную одежду в знак траура по Офельту

    Паромное сообщение между островами Греции

    Как можно обойтись без морского транспорта в стране, территория которой насыщена островами? В Греции свыше полутора тысяч островов и островков. Между ними курсируют катера, теплоходы, яхты и даже моторные лодочки. Грузопассажирские паромы греки используют не только обычные, но и скоростные. Среди них суда открытого и закрытого типов.

    Города Древней Македонии. Дион-из руин в руины

    Олимпиада в Древней Греции и в наши дни

    «Citius, Altius, Fortius» - девиз Олимпийских игр, означающий в переводе с латыни «Быстрее, выше, сильнее». Именно этот дух честного соревнования издревле привлекал внимание к спортивным играм, снискавшим любовь людей со всего мира. Борьба в спорте вместо войн – вот в чем преимущество спортивных соревнований. Олимпийские игры зародились в Древней Греции еще в восьмом веке до нашей эры. Конечно, те соревнования по своей форме значительно отличались от современных, но дух спортивного соперничества остался точно таким же.

    Семейный лагерь в Греции

    Каждый родитель хочет дать своему ребенку все самое лучшее, сделать детство самым-самым. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что часто поднимается тема семейного отдых. Это лагерь для семей, желающих провести каникулы и отпуск максимально полезно, интересно, творчески, и при этом качественно отдохнуть от городской суеты, усталости и стресса. Посвятить всё время общению с детьми, супругом, собой.

    Парк Родини на острове Родос.

Греческий идеал человека предусматривал гармоничное сочетание совершенства душевных качеств и физической формы. Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и ловкости, были привычной частью воспитания эллинов. Игры и состязания также являлись важнейшим выражением присущего всей греческой культуре агонального духа. Рисунки на вазах и скульптурные рельефы с изображениями атлетических упражнений и игр, статуи и бюсты победителей соревнований свидетельствуют о том, как много значили атлетические состязания и весь связанный с ними круг обычаев в жизни греков.

Происхождение игр

Первое описание спортивных игр мы встречаем в поэмах Гомера. Их устраивал Ахилл на следующий день после погребения Патрокла. Программа включала состязания в беге, борьбе, кулачном бою, метании диска, а также колесничные бега, бой на мечах и стрельбу из лука. Спортивные соревнования входили в программу религиозных фестивалей, проводившихся в наиболее важных святилищах: при храме Зевса в Олимпии, Немее и Додоне, Аполлона в Дельфах, Посейдона на Истме и т.д. Эти мероприятия очень рано приобрели общегреческий характер и масштаб, атлеты и зрители съезжались из самых отдалённых областей страны. Спортивные игры сопровождались состязаниями в музыке, пении и танцах, нередко здесь же художники и артисты представляли свои новые творения. Зрелища такого рода привлекали к себе огромные массы народа. Для безопасности участников на время проведения игр объявлялся Священный мир.

Места проведения крупнейших спортивных фестивалей

Наибольшей известностью у греков пользовались четыре основных фестиваля:

  • Олимпийские игры, начиная с 776 года до н.э., проводились один раз в четыре года в июле – августе в священной области Зевса в северо-западной части Пелопоннеса.
  • Пифийские игры, известные с 582 года до н.э., устраивались также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах.
  • Истмийские игры, учреждённые в 581 году до н.э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке, проходили в апреле – мае с периодичностью раз в два года.
  • Немейские игры, устраивавшиеся начиная с 573 года до н.э. в августе – сентябре в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией и Коринфом, также организовывались раз в два года.

По времени все игры выстраивались друг за другом в определённую последовательность, которую греки называли «периодом». Ни один год не обходился без какого-либо из крупных фестивалей. Кроме этих четырёх игр почти в каждом крупном городе устраивали локальные спортивные состязания.

Очень велико было международное значение игр. Политические лидеры и государства, стремившиеся к гегемонии в Греции, старались заручиться расположением богов и подкрепить легитимность своих притязаний спортивными победами. Например, аргосцы, претендовавшие на главенство в северо-восточной части Пелопоннеса, пытались поставить под свой контроль Немейские игры. В 450 году до н.э. аргосцы вообще перенесли их к себе в город, где они проводились до 324 года до н.э. Возможно, особое значение Олимпийских игр не в последнюю очередь определялось тем, что Элида являлась государством, не игравшим особой роли в политической истории Греции, и, следовательно, оценки судей в меньшей степени определялись их партийными пристрастиями. Тем не менее статистика наводит на любопытные размышления: элийцами являлись 125 из известных нам 940 олимпиоников (12%) - самое большое число победителей, происходивших из одного города.


Олимпия в конце II века н.э. В центре находится храм Зевса и священный участок Альтида, где установлены победные монументы. У подножия горы Кронос расположены храм Геры, нимфей и сокровищницы. В правом верхнем углу вход на стадион и портик Эхо. В левом нижнем углу Леонидеон, пританей, палестра и гимнасий. Музей древности, Амстердам

Олимпийские игры

Самыми почтенными и древними среди всех спортивных состязаний являлись Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского, расположенного в западной части Пелопоннеса в местности под названием Элида, в 60 км от её одноименной столицы, раз в четыре года, в канун первого полнолуния после летнего солнцестояния. Происхождение игр уходит корнями в мифологическую эпоху: их учреждение приписывалось то самому Зевсу, то его сыну Гераклу. Первые достоверно известные состязания в Олимпии проводились в 776 году до н.э. Эту дату, названную Гиппием из Элиды, многие греческие историки использовали как отправную точку для начала летоисчисления.

Поначалу Олимпийские игры имели исключительно региональное значение и продолжались один день. С ростом их значения и увеличением числа участников в VI веке до н.э. продолжительность мероприятия выросла сначала до трёх дней, а начиная с 468 года до н.э. - до пяти дней. Спортивная программа также усложнилась. Самым ранним видом олимпийских состязаний был бег. В 708 году до н.э. к нему добавилось пятиборье, в 688 году до н.э. в программе появился кулачный бой, в 680 году до н.э. - колесничные бега, в 648 году до н.э. - скачки и панкратий (единоборство).


Стадион Олимпии, современный вид

Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. Ни иностранцев, ни женщин на состязания не допускали. Согласно правилам, атлеты должны были прибыть в Элиду за десять месяцев до начала игр и в течение этого срока упражняться вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга.

Накануне открытия игр устраивалось торжественное шествие из Элиды в Олимпию, в котором принимали участие жрецы, судьи-элланодики и атлеты. Все вместе они вступали на территорию святилища, приносили здесь жертвы и клялись соблюдать правила состязаний. Элланодики, наблюдавшие за ходом соревнований и присуждавшие награды победителям, назначались из местных жителей-элийцев при помощи жребия. Их было десять человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места.

Порядок участников состязания определялся жребием. При выходе на арену глашатай объявлял имя атлета и его происхождение. В последний день праздника вручались награды. Победителю-олимпионику преподносились увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовая ветвь. Он получал право поставить свою статую в священной роще Зевса. Хотя памятник следовало ставить на собственные деньги, географ Павсаний, посетивший Олимпию около 175 года н.э., утверждал, что в это время там стояло примерно 200 статуй.


Вход на стадион Олимпии. По обе стороны дороги стоят постаменты статуй победителей игр

Вернувшись домой, победитель получал почести от сограждан. Ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены, видимо, полагая, что через обычные ворота личность такого масштаба проехать не сможет. В сопровождении сограждан олимпионик шёл в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или в зале для совещаний совета. В его честь сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхилид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почётным местом на играх и праздниках. По словам Пиндара, «победитель игр всю свою жизнь пользуется сладостным спокойствием за свои подвиги, и это - счастье, не имеющее границ, высший предел желаний каждого смертного» . Известен и такой случай. После того, как борец Диагор Родосский сам стал олимпиоником трижды, затем увидел, как олимпиоником сначала стал его сын, а потом и внук, один спартанец, приветствуя его, воскликнул: «Умри, Диагор, ибо на Олимп тебе не взойти» .


Награждение победителей. Мозаика римского времени. Археологический музей, Патры

Виды состязаний

Наиболее древним видом из числа упоминаемых спортивных состязаний был бег. Этот вид спорта с самого начала входил в программу Олимпийских игр. Греки различали бег на короткую дистанцию (один стадий - 192,27 м), среднюю (два стадия - 384,54 м) и длинную (от семи до 24 стадий). При беге на средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба стадиона, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега существовал бег на два стадия в гоплитском вооружении , вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже - только с одним щитом.


Состязание в беге. Чернофигурная ваза. Около 530 года до н.э., Афины

Борьба вошла в программу Олимпийских игр начиная с 708 года до н.э. Борцы различались лишь по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не существовало. Поединок не имел фиксированной продолжительности. Борьба велась до победы одного из противников, каждый из которых старался обездвижить или сдавить другого участника руками. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Основными приёмами были захваты и броски, болевые заломы не допускались. Для получения преимущества над противником борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника.

Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который в первый раз одержал победу в Олимпии в 540 году до н.э., когда был ещё мальчиком. Затем пять или шесть раз он становился олимпийским чемпионом, уже будучи взрослым. К этим победам борец прибавил ещё семь на пифийских играх, десять - на истмийских и девять - на немейских. Милон славился не только своим огромным ростом и силой, но и обжорством. Он мог взвалить на плечи 3-летнего быка, обойти с ним стадион, потом зажарить и съесть целиком в течение одного дня.


Борцы. Рельеф. Около 510 года до н.э. Национальный археологический музей, Афины.

Кулачный бой появился в программе Олимпийских игр в 688 году до н.э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории. Поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Среди разрешённых приемов числились удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони. Запрещены были захваты, укусы и пинки ногами. Большой вес давал кулачному бойцу преимущество над противником, но одновременно ограничивал его подвижность. Важное значение придавалось умению бойца уходить от ударов противника или уклоняться от них с помощью обманных движений. Кулачный бой греки считали самым опасным видом спорта. Художники и скульпторы изображали бойцов с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боёв, закончившиеся смертью одного из участников.

Кулачный боец. Эллинистическая статуя III–II веков до н.э. Национальный музей, Рим

Ещё одной разновидностью силового вида спорта был панкратий, в котором борьба соединилась с кулачным боем - как в стойке, так и на земле. В программу Олимпийских игр он вошёл в 648 году до н.э. Здесь разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, правда, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. Кисти бойцов были защищены бинтами из сыромятной кожи. В панкратии же бойцам не разрешалось бинтовать руки. Опасаясь разбить кулак о зубы или лоб противника, бойцы действовали на более близкой дистанции, при этом переходя от кулачного боя к борьбе. Задача состояла в том, чтобы измотать противника и нанести ему как можно больше мелких травм. Исход боя решался неспособностью одного из соперников его продолжать или же добровольной сдачей, символом которой был вытянутый указательный палец.


Римская мраморная копия греческой статуи III века до н.э. Галерея Уффици, Флоренция

Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 году до н.э. Оно включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу - в такой последовательности они перечисляются в стихе Симонида. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от победителя пятиборья разносторонних навыков и высокой результативности, как в лёгкой, так и в тяжёлой атлетике. Правила соревнований нам доподлинно неизвестны из-за пренебрежения греков описаниями процедуры. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их оставалось только двое - им и предстояло бороться за окончательную победу. Этой стройной гипотезе противоречат надписи победителей, которые скорее являются бегунами, чем борцами, что, вероятно, предусматривает возможность победы по очкам.


Награждение олимпионика. Краснофигурная амфора мастера Эпиктета, 520–510 годы до н.э. Лувр, Париж

Закат Олимпии

Высокое значение Олимпийских игр в известной степени сохранялось и в эпоху, когда Греция уже утратила свою независимость. В Олимпии возводились новые постройки и статуи, её посещали правители и художники. Упряжка, принадлежавшая будущему императору Тиберию, принесла ему лавровый венок победителя в 4 году до н.э. Император Нерон лично участвовал в играх в 67 году н.э., для чего, вопреки традиции, приказал провести их на два года раньше срока. Закономерно, что он получил много призов и венков за победы в состязаниях, но после его убийства игры были объявлены недействительными. В эпоху Римской империи Олимпийские игры получили в полном смысле международный характер. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии и Африки. Последний расцвет Олимпии приходится на эпоху правления императора Адриана, который был поклонником греческого искусства и культуры. К этому времени относится классическое описание Олимпийских игр, принадлежавшее перу греческого географа и путешественника Павсания.

Напряжённый, изобиловавший катастрофами III век н.э. ознаменовался начавшимся в это время упадком Олимпии. Многие обветшавшие от времени здания были разрушены сильным землетрясением и уже не восстанавливались. Для защиты священного участка от вторжения варваров-герулов в 267 году н.э. его укрепили стенами, в строительстве которых были использованы блоки разобранных построек. Последние восстановительные работы относятся к правлению императора Диоклетиана в конце III века н.э. Несмотря на начавшийся упадок, спортивные игры - пусть и не такие пышные, как ранее, - продолжали проводиться. Последняя найденная археологами статуя победителя датируется 261 годом н.э. Правда, сами устроители игр были далеко не так внимательны к именам олимпиоников. Только благодаря случайности до нас дошло имя победившего на играх 369 года н.э. армянского принца Вараздата.

Окончательный удар играм нанесло распространявшееся христианское вероучение. В 394 году н.э. император Феодосий приказал закрыть языческие храмы и запретил проведение Олимпийских игр. Их возрождение произошло лишь в конце XIX столетия по инициативе Пьера де Кубертена.

Литература:

  1. Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. / Павсаний; пер. С.П. Кондратьева; отв. ред. Э.Д. Фролов. - СПб: Алетейя, 1996.
  2. Колобова, К.М. Олимпийские игры / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. - Л., 1959.
  3. Немировский, А.И. Возникновение Олимпийских игр / А.И. Немировский // Вопросы истории. - 1980. - № 6. - С. 179–182.
  4. Ривкин, Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции / Б.И. Ривкин. - М., 1969.
  5. Шанин, Ю.В. Герои античных стадионов / Ю.В. Шанин. - М.: Физкультура и спорт, 1979.
  6. Соколов, Г.И. Олимипия / Г.И. Соколов. - М.: Искусство, 1980.

Интерес к гармоничному развитому телу наблюдался еще в Древней Греции. Физические упражнения здесь были возведены в культ. С их помощью тысячи греков совершенствовали свое тело, делая его пропорциональным, гибким, быстрым и сильным. В результате, в 776 году до нашей эры у храма Зевса на горе Олимпия состоялись первые Олимпийские Игры древности. На протяжении более чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивными соревнованиями того времени. Своего пика культ тела достиг в Спарте, после чего интерес к нему стал незаслуженно, но неуклонно падать. И многие века, вплоть до конца девятнадцатого столетия гармоничное, здоровое тела было отодвинуто на второй план.

Олимпийские игры – величайшие из эллинских национальных празднеств. Они происходили в Олимпии и, по древнейшему сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми – это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии). С этого времени (по одним данным год возобновления игр – 884, по другим – 828) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 до РXр. Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами, сперва в Элиде, а затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия считать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военных действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Женщины, кроме жрицы Деметры, вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не допускались под страхом смертной казни. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, и поэты и художники - чтобы знакомить публику с своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздники особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, а другая - религиозным обрядам, с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 - мальчики; никогда все отделы не исполнялись за один раз.

В программу античных игр входили: бег на различные дистанции, бег на выносливость и в полном вооружении воина, греко-римская борьба и панкратион (борьба без правил), кулачный бой, гонки колесниц и пентатлон (пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу), скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей . В борьбе участвовали только финалисты – два лучших по результатам предыдущих четырёх дисциплин атлета. Правила, конечно, существовали, но очень либеральные. Допускались к участию в Олимпийских Играх только мужчины и только греки. Но вовсе не только спортсмены-любители, как обычно считается. До 472 г. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков, судей, было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с 103 олимпиады (368 г. до РХр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели на стадии особые места. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке. И дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик. Наградою за победу служил венок из дикой оливы; победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе. По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни и награждали различными способами; в Афинах Олимпийский победитель имел право жить на казенный счет.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Примерно в 17 в. до н. э. Геракл из Крита и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.

Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

В Играх также участвовали государственные деятели, писатели, поэты, историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона Алкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот. Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных боях участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор. Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого “золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадом древнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли свое значение.

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?

Человечество взяло от Древней Греции не только демократию, но и Олимпийские игры. Неудивительно, что именно в Элладе зародились одни из самых популярных соревнований современности, где культ человеческого тела был на самом высоком уровне. Кроме того, греков привлекал дух соревнования, поэтому жители Эллады предпочитали бороться не на полях войны, а в спорте.

Когда возникли Олимпийские игры?

Историки установили, что первые соревнования, известные сегодня, как Олимпийские игры, были проведены в Греции в 8 в. до нашей эры. Их главным девизом был выражение «Быстрее, выше, сильнее». Эти слова полностью отражали то, к чему стремились греки во время состязаний.

Греки обожали спорт, постоянно держали себя в форме, что было связано с объективными причинами. Эллада подвергалась набегов соседних стран, греческие полисы воевали между собой. Греки, служившие в армии и флоте, должны были иметь отличную физическую форму. Постепенно культ красивого спортивного тела получил распространение среди жителей всей Эллады. Спортивные тренировки проводились в гимназиях, занятия в которых были включены в повседневное обучение.

Участниками всех состязаний были только мужчины. Они же были и зрителями, женщин на трибуны не пускали. Исключение было сделано только один раз для жрицы богини Деметры, которую звали Хамина.

На первых Олимпийских играх участие принимали только атлеты из полиса Пелопонесс. Позже к участию в соревнованиях допустили спортсменов из Коринфа, Спарты и других полисов Греции, жителей греческих колоний в Средней и Малой Азии, Сицилии, Финикии. Постепенно в Играх стали участие принимать атлеты из других стран, которые находились в Азии, Африки, Европе.

В 394 году нашей эры Олимпийские Игры были запрещены, поскольку Греция была завоевана Римом, распространение получило христианство, ставшее в Элладе государственной религии. На тот момент Игры были проведены уже 293 раза.

Олимпийские Игры сопровождались национальными праздниками, которые способствовали развитию греческой культуры. В день начала состязаний проводился общий праздник в главном храме Зевса, который имел прозвище Олимпийский. Храм стоял на реке Алфея, и именно отсюда начинались первые соревнования, которые переходили в Олимпийские игры. Точная дата начала Игр определяется по специальному списку, в который распорядители общегреческих спортивных соревнований записывали имена победителей в беге. Самый древний список начинается с даты 776 год до нашей эры. И эта дата официально принята в истории счета олимпиад.

Таким образом, Олимпийские игры, проводились раз в четыре года, когда наступало первое полнолуние после летнего солнцестояния.

Версии появления Олимпийских игр

Есть несколько вариантов того, почему Олимпийские игры появились именно в Греции. К самым популярным стоит отнести:

  • Царь Фригии по имени Пелопс, который детство провел на Олимпе, победил в состязаниях колесниц. Именно ему принадлежала идея проводить такие соревнования регулярно, с периодичностью раз в четыре года.
  • Сын Зевса Геракл организовал празднество для всех жителей царства правителя Авгия, во время которого были проведены соревнования легкоатлетов. А потом постановил, чтобы они стали регулярными.
  • Между Спартой и остальной частью Эллады постоянно велась борьба за господство на Пелопонесском полуострове. Однажды правители Литург (Спарта) и Ифит (остальная Эллада) заключили перемирие, во время которого и были проведены первые Олимпийские игры. Как говорит легенда, именно тогда и было установлено место для состязаний. Выбор пал на местечко Олимпия, которое находится возле горы Кронос.

Рельеф местности был удобный для соревнований и подходящий для того, чтобы зрители могли наблюдать за спортивными играми. Для легкоатлетов построили спортивный комплекс, который был настоящий архитектурным шедевром для своего времени. В его состав входили ипподром, стадион, бани, гимнасии, спортивные площадки, на которых греки играли в мяч, боролись, метали диск.

Правила

Играми заведовали жители Эллады, которые должны были организовывать соревнования, следить за порядком, обеспечивать прием гостей, атлетов. Их право один раз забрали жители Писы, но большая часть Греция этого не приняли. И снова Эллада стала заведовать Олимпийскими играми. К традициям и правил проведения спортивных состязаний можно отнести:

  • Эллада рассылала всем странам древнегреческого мира так называемых «вестников мира», которые объявляли о том, что наступил священный месяц праздника в честь Зевса. Это означало, что должны были быть прекращены все войны на Пелопонесском полуострове.
  • Для государств-полисов, которые нарушили договоренность о неведении войны, или уставы Игр, тогда участников полиса из соревнований вообще исключали.
  • Грех надо было искупать покаянием и уплатой штрафом. Деньги шли на содержание храма Зевса.
  • Частных жителей того или иного государства, нарушивших устав Игр, имели выбор, кому платить штраф. Можно было выбирать на собственное усмотрение – полису, где человек постоянно живет, олимпийскому храму Зевса.
  • За соревнованиям следили специальные судьи, которые назывались элладоники.
  • Атлеты судьям заранее должны были заявить о том, что хотят участвовать в состязаниях, а также предоставить доказательства того, что их не лишили гражданских прав.
  • Атлеты должны были дать присягу, что будут состязаться честно, не будут применять уловок.
  • Также участники соревнований подтверждали под присягой, что в течение 10 месяцев занимались в гимнасиях, посвящая большую часть своего времени гимнастическим упражнением, совершенствования духа и тела.

Посольства от государств-полисов, которые принимали участие в Играх, должны были идти к Олимпии по специальной священной дороге. Потом все участники состязаний обязаны были собраться у жертвенника Зевса, который располагался в оливковой роще. В жертву Верховному богу горы Олимп и всех греков приносили животных, приведенных их родных стран. Посольства обязаны были привозить с собой и жертвенные чаши.

Жертвенный огонь складывали дрова из тополя, сверху их поливали салом убитых животных. Пока огонь пылал, атлеты и другие участники должны были петь. Как только огонь гас, начинались соревнования.

В чем древние греки соревновались?

На Олимпийских играх были представлены такие виды спорта, как:

  • Борьба.
  • Кулачный бой.
  • Скачки.
  • Бег на короткие и длинные дистанции.
  • Пятиборье.

Игры начинались с бега, который относился к самым древним видам гимнастических упражнений. Участники бежали по партиям, каждая из которых состояла из четырех человек. На первых Олимпийских играх бегуны носили на себе пояс, но потом его сняли, и атлеты остались совершенно нагими.

От простого бега на соревнованиях быстро отказались, сделав его более сложным. В частности, атлеты пробегали стадию уже не один раз, а два, а потом – вообще восемь. «Компанию» бегу составили борьба, прыжки, метание диска и кулачные бои. Позже всех появился такой вид спорта, как бег колесниц. Его появление было связано с присутствием на состязаниях богатых греков и усложнением общественной жизни в самой Элладе.

В Древней Греции, да и во всём античном мире, Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых праздников. Основоположником Игр, как утверждают мифы, был полубог-получеловек Геракл. Но это лишь красивая выдумка, а о реальном человеке, который первым придумал и организовал Игры, достоверных сведений нет, есть только разные версии насчёт того, кто это мог бы быть. Зато совершенно ясно, что своё название Игры получили из-за того, что проводились в районе Олимпия на полуострове Пелопоннес, в одном из крупнейших святилищ древних греков.

Олимпийские игры в Древней Греции

Первые Игры, согласно дошедшим до нас историческим источникам, происходили в 776 году до нашей эры. Также известно, что здесь победителем в беге на 192 метра стал некий повар по имени Короибос.

Свои Игры древние греки проводили раз в четыре года и длились они по пять дней. По традиции перед началом Игр проводилось торжественное шествие, а также воздаяние почестей для бога Зевса и бога Аполлона. Кроме того, участники должны были принести клятву, что будут соревноваться честно, а судьи - клятву о том, что будут судить по справедливости. Затем специальный человек трубил несколько раз в серебряную трубу, что являлось своеобразным приглашением на стадион к началу состязаний. Кстати, на древнем стадионе вмещалось достаточно много зрителей - около 40 000!

Стандартная программа античных Олимпийских игр включала в себя такие дисциплины, как кулачные бои, борьбу, бег, бег с оружием, метание копья и диска. Была и ещё одна крайне зрелищная дисциплина -- гонки на колесницах, запряжённых четвёрками коней. Древнегреческие спортсмены очень серьёзно готовились к Играм - десять месяцев в году они делали это дома, и ещё месяц - в Олимпии, под руководством своих тренеров.


С IV века до нашей эры в играх стали участвовать не только спортсмены, но и ораторы, драматурги, поэты, историки, музыканты и актёры, они тоже на потеху публике соревновались между собой - это было грандиозное для своего времени представление.

Не все могли присутствовать на Играх в качестве зрителей. Этого права были лишены женщины, рабы, а также граждане, осуждённые за определённые преступления. Древними хроникёрами описан такой случай: популярного кулачного бойца в Олимпии, как выяснилось, тренировала его мать, надев мужскую одежду. С тех пор спортсмены и тренеры были обязаны появляться на состязания абсолютно нагими - это исключало возможность обмана.

Те, кто побеждал в Олимпийских играх, в Древней Греции получали всеобщий почёт - скульпторы делали их памятники, поэты сочиняли в их честь хвалебные оды. Победителей торжественно встречали на малой родине и награждали венками, которые были сделаны из ветвей дикой маслины.

Вдобавок к этому спортсменов, которые смогли стать лучшими на древних Олимпийских играх, пожизненно обеспечивали питанием за казённый счёт, спонсировали крупными денежными суммами и освобождали от налогов.


Во время Игр любые военные действия между воюющими греческими территориями обязаны были прекратиться. Древние греки считали свои Игры праздником мира. И наличие этого праздника, безусловно, способствовало укреплению культурных связей между греческими государствами.

В последний раз древняя Олимпиада (293 по счёту!) была проведена в 394 году нашей эры, то есть уже во времена, когда Греция являлась частью Римской империи. После этого их запретил как языческое мероприятие римский император Феодосий I (на него в данном вопросе оказало сильное влияние христианское духовенство).

Возрождение 1500 лет спустя!

В 1894 году происходит второе рождение летних Олимпийских игр (а зимних Олимпиад, что очевидно, у древних греков просто не было - климат на Пелопоннесе слишком тёплый и мягкий). В этот год в Париже произошел первый Международный спортивный конгресс, в котором участвовали делегации из 34 государств (в частности, и из России). На конгрессе было решено провести летние Олимпийские игры.

Но только два года спустя это стало реальностью - церемония открытия первых возобновлённых Игр состоялась 5 апреля 1896 года в Афинах. В них приняли участие представители 13 стран. Российская империя своих спортсменов, к сожалению, не направила.

Состязания в 1896 году проходили только среди мужчин и всего в девяти дисциплинах: гимнастика, лёгкая и тяжёлая атлетика, пулевая стрельба, фехтование, борьба, гонки на велосипедах, теннис и плавание.


Интерес общественности к Играм был колоссальным, ярким подтверждением чего является присутствие на них зрителей в количестве более 90 000 человек.


С тех пор и по сегодняшнее время Летние Игры проводятся раз в четырёхлетие в разных городах мира. Впрочем, трижды в бурном XX веке летние Олимпийские игры всё-таки были отменены из-за мировых войн (они не проводились в 1916, 1940 и 1944 годах).

Пьер де Кубертен - первый председатель МОК

Ключевую роль в возрождении Олимпийских игр сыграл французский барон, представитель старинной аристократической семьи Пьер де Кубертен. (год рождения - 1863). Он очень желал возродить олимпийское мышление и олимпийскую культуру, и довольно быстро нашёл единомышленников в этом вопросе по всей Европе. Одним из таких единомышленников был археолог Эрнст Курциус - именно он, проведя свои исследования, по сути, написал новые правила проведения таких соревнований.

Кубертен считал, что французы проиграли в Франко-прусской войне (1870-1871 гг.) из-за того, что у солдат хромала физическая подготовка. И он считал, что, возродив, Олимпийские игры, он может изменить эту ситуацию. Кроме того, барон, безусловно, желал с помощью Игр преодолеть эгоистичность национальных государств и внести свой вклад в борьбу за мир. Молодёжь планеты должна сражаться не в реальных войнах, а в спортивных состязаниях - в этом тоже была одна из идей возрождаемой Олимпиады.


Именно Кубертен стал первым президентом Международного Олимпийского Комитета (МОК) и пробыл на этом посту достаточно долго - с 1896 по 1916 год и с 1919 по 1925 год. Трёхлетний перерыв связан, как многие могут догадаться, с Первой Мировой войной. В эти годы де Кубертен служил во французских войсках. Символ Олимпийских игр - пять пересекающихся колец, которые обозначают объединение пяти обитаемых частей света. Цвет верхних колец - чёрный, голубой и красный, цвет нижних - жёлтый и зелёный. Этот символ, а также флаг (те же кольца на белом фоне) был утверждён МОК по предложению самого Кубертена в 1914 году.


Наследие де Кубертена трудно переоценить, и, например, в наши дни существует специальная награда МОК - Медаль Пьера де Кубертена. Она вручается за проявленные во время Олимпиады благородство и следование духу Fair Play («честной игры»). Некоторыми болельщиками и атлетами эта награда признаётся даже более важной, чем золотая медаль.


Медаль де Кубертена и один из её обладателей - бразильский марафонец Вандерлей де Лима

Интересные чемпионы и участники Олимпиад прошлого

Женщины стали выступать на играх только в 1900 году. И первой чемпионкой стала графиня Элен де Пуртале - в парусном спорте. Её яхта «Лерина» пришла к финишу первой. И потом ещё много женщин удивляли мир своими спортивными успехами и не только. Например, в восьмидесятых большой ажиотаж вызывала бегунья Флоренс Гриффит-Джойнер. Она на Олимпиаде в Сеуле 1988 года сумела побить три рекорда и завоевать три золотых медали. Но запомнилась она прежде всего тем, что на дорожку на тех Играх выходила в макияже, с накладными ногтями, в весьма смелых и необычных нарядах.


А самым старейшим призёром и старейшим чемпионом Олимпиады за всю историю является швед Оскар Сван. В 1912 году в возрасте 64 году он показал лучший результат в стрельбе по условному «бегущему оленю» (была тогда такая дисциплина). А в 1920 году, в возрасте 72 лет, он вновь принял участие в Олимпиаде и взял серебро в составе шведской сборной по стрельбе - данный возрастной рекорд до сих пор не побит.


А самый молодой призёр Олимпийских игр - десятилетний мальчик Димитрос Лундрас, представлявший Грецию на первой возрождённой Олимпиаде 1896 года. Он участвовал только в командном соревновании на брусьях, и в конечном счёте его команда заняла третье место.

Довольно интересной была и Олимпиада 1904 года в американском Сент-Луисе. В частности, в ней принимал участие кубинский бедняк Феликс Карвахал. Для него даже попадание на Олимпиаду было непростым делом - он собирал деньги на билет, прося милостыню. Оказавшись в Сент-Луисе, он стал одним из участников марафона. И почти всю дистанцию бежал первым, но незадолго до финиша остановился, чтобы сорвать и съесть яблоко - дело в том, что Феликс не ел около 40 часов. В результате Карвахала обогнали, он прибежал четвёртым, но зато стал настоящей знаменитостью.


А ещё на одной из Олимпиад начала XX век был марафонец, который попытался всех обмануть. Он, через несколько километров после старта, сел в автомобиль, и вышел из него только незадолго до финиша. Конечно, этот обман был раскрыт и никаких медалей мошенник не получил.

Кстати, марафонской дистанции не было в древнегреческих Олимпиадах. Её ввёл Пьер де Кубертен, основываясь на красивой древнегреческой легенде. В 490 году до н. э. состоялась битва при городе Марафон. Персов победили войска Афин, и чтобы оповестить об этом граждан города, туда был отправлен гонец по имени Фидиппид. Он якобы пробежал весь путь (длиной около 42 километров), не останавливаясь. Оказавшись в черте Афин, он крикнул: «Радуйтесь, мы победили!». Сразу же после этого Фидиппид упал замертво - не выдержал нагрузок. Данная легенда не подтверждается историческими источниками, но это не помешало сделать марафонский бег обязательной дисциплиной современных летних Олимпийских игр.

Ещё несколько любопытных фактов об Олимпиаде

Сам барон де Кубертен считал, что Олимпийские игры должны быть строго любительским состязанием, в котором профессионалам, получавшим за занятия спортом деньги, не место. Он считал, что профессионалы имеют несправедливое преимущество перед теми, для кого спорт лишь хобби. И, допустим, в 1913 году медали были отобраны у Джина Торпа - после того, как газетчики выяснили, что Джин полупрофессионально играл в американский бейсбол. После Второй Мировой многие страны (например, СССР) отправляли на Олимпиаду спортсменов, которые любителями были лишь формально. И это особенно остро эта проблема стояла в хоккее. Канада даже бойкотировала Олимпийские турниры 1972 и 1976 года в связи с тем, что сборная СССР комплектовалась фактически из профессионалов, в то время как канадцы прислать, например, игроков NHL не могли.

Со временем, в связи с объективной профессионализацией спорта, требование любительства в большинстве дисциплин стало неактуальным. Но, например, боксёрский олимпийский турнир по-прежнему имеет статус любительского и проводится по соответствующим правилам.


По сей день олимпийские турниры боксёров проводятся по любительским правилам (поэтому, например, боксёры в шлемах)

Если же говорить о зимней Олимпиаде, то она впервые была устроена лишь в 1924 году в французском городе Шамони. Зимние игры сегодня тоже проходят раз в четыре года. Однако их время проведения не совпадает с летними (так, например, последние летние Олимпийские игры прошли в 2016-ом, а последние зимние - состоялись в 2018 году). Со временем число участников и число дисциплин как в летних, так и в зимних Играх только растёт. И, например в Сочи в 2014 году количество разыгрываемых комплектов медалей равнялось 98, а в Пхёнчхане. Хотя ещё, допустим, на зимней Олимпиаде в Ванкувере 2010 года разыгрываемых комплектов было всего 86. А на недавно завершившихся зимних Играх в Пхёнчхане был установлен новый рекорд - 102 комплекта медалей в 15 дисциплинах.

Зажжение и эстафета Олимпийского огня

Отдельно стоит рассказать о процедуре зажжения Олимпийского огня. Этот огонь за несколько месяцев до открытия Игр зажигают на месте той самой древней Олимпии, на территории Греции. 11 девушек (актрисы, играющие жриц) проводят церемонию, в ходе которой одна из них, произнеся специальную молитву, зажигает огонь посредством выпуклого зеркала, принимающего и фокусирующего солнечные лучи. Примерно это же перед открытием Игр делали в древности, ещё до нашей эры - это поистине удивительно.


После зажжения начинается эстафета Олимпийского огня - его от факела к факелу доставляют в страну и в город, которому выпала честь проводить Олимпийские игры. Эстафета Олимпийского огня до 2007 года затрагивала все пять обитаемых континентов планеты. Теперь же (в целях безопасности) факел проходит свой наземный путь только по территории страны, где непосредственно проводятся Игры. Знаменитый спортсмен или другой значимый деятель этой страны пробегает свою часть эстафеты и передаёт огонь дальше. Пронести хотя бы 100 метров факел с огнём считается огромной честью. Всё это действо, разумеется, вызывает громадный интерес и со стороны обычных зрителей.

В город-организатор, на главный стадион Олимпийский огонь доставляется к концу церемонии открытия. Здесь он проносится некоторое количество раз по беговому кругу и наконец отдаётся атлету, которому было доверено зажечь Олимпийский огонь - это очень почётное право. И после зажжения огонь в большой красивой чаше (её дизайн все организаторы стараются сделать необычным и уникальным) будет гореть всё время, пока будет идти Олимпиада.

Документальный фильм «Происхождение Олимпийских игр»